Мобильная коммерция
Согласно определению Lehman Brothers (американский инвестиционный банк), мобильная коммерция – использование мобильных портативных устройств для общения, развлечения, получения и передачи информации, совершения транзакций через социальные и частные сети.
На сегодняшний момент в мире используется более одного миллиарда мобильных электронных устройств и, вероятно, что скоро наиболее распространённым способом доступа в Интернет станут не персональные компьютеры, а персональные цифровые органайзеры (PDA), смартфоны, переносные PC и мобильные телефоны. Помимо мобильных телефонов и карманных компьютеров существуют специальные пейджеры, которые, получив рекламную информацию из Сети, начинают издавать звуковые сигналы лишь в том случае, когда пользователь идет мимо магазина давшего эту рекламу.
Электронная коммерция позволила производителям и продавцам прийти непосредственно в дома и кабинеты своих клиентов. Следующий шаг – вынести услуги на мобильные терминалы пользователей, в частности, на сотовые телефоны. Технологическая основа для подобного продвижения существует – это протоколы WAP и GPRS, позволяющие на мини-дисплее мобильного телефона просматривать специальным образом оформленные веб-страницы и работать в Интернете.
Несмотря на слабое развитие мультимедийных возможностей WAP он позволяет получать на мобильный телефон в режиме реального времени биржевые сводки и курсы валют, совершать деловые транзакции, находясь в любой точке мира, что, безусловно, оказывает большое влияние на электронную коммерцию. В частности специалисты в сфере интернет-трейдинга отмечают появление на мировых валютных биржах огромного числа мелких участников – частных лиц, совершающих транзакции через Интернет. В развитом информационном обществе участие в торгах на бирже становится доступным любому гражданину, а не только специалистам в этой области.
Большинство банков активно применяют технологии мобильной коммерции, поскольку новая технология сокращает мошенничество. На ранних стадиях развития рынка мобильных банковских услуг владельцам мобильных устройств предлагались в основном информационные услуги: проверка баланса счета и совершённых транзакций, доступ к котировкам. В настоящее время уже получили широкое распространение услуги оплаты по счетам и денежные переводы. Одним из наиболее перспективных направлений многие аналитики называют мобильные брокерские услуги и мобильное кредитование. Телекоммуникационные операторы видят в мобильной коммерции новый источник заработка. Что касается торговых компаний, то для них она представляет более экономичную альтернативу расчётам по пластиковым картам.
Система PayBox связывает мобильный телефон со счетом прямого дебетования, позволяя пользователю оплатить покупку либо счет в ресторане, используя только мобильный телефон. Для этого: покупатель сообщает номер своего телефона продавцу, продавец отправляет счёт на оплату в систему PayBox, получив автоматический вызов от PayBox, покупатель вводит ПИН-код и получает на монитор телефона SMS-квитанцию об оплате. Причём все это делается при помощи уже существующих и опробованных технологий.
Сегодня крупнейшим «мобильным банком» в Европе по числу пользователей считается английский The Woolwich, который позволяет клиентам проверять свой баланс, просматривать совершённые транзакции, платить по счетам, совершать денежные переводы с помощью мобильного телефона.
Повысить эффективность и облегчить предпринимательскую деятельность призвана технология, получившая название «мобильный офис» – технология, при которой любой работник офиса, используя мобильное электронное устройство, может полноценно выполнять работу вне офиса. Для этого, как правило, используются мобильный телефон с доступом в Интернет или карманный компьютер.
Рядовые граждане тоже могут получать мобильные услуги, необходимые им в повседневной жизни, – информацию о ценах, курсы валют, извещения об изменениях графика движения транспорта и т.д.
коммерция, как правило, представляет собой программно-аппаратное решение по автоматизации процессов взаимодействия с удаленными пользователями[2].
Встречается название мобильная торговля — бизнес-решение, тесно интегрированное с системами автоматизации торговли и предназначенное в первую очередь для автоматизации сбора заказов. Иногда термин мобильная торговля (мобильные продажи) трактуют более широко и употребляют в качестве синонима мобильной коммерции вообще.
Мобильная коммерция в России
На сегодняшний день услуги по принципу мобильной коммерции предоставляют четыре оператора России: Билайн, МТС, Мегафон и Tele2. Максимальный размер платежа во всех случаях – до 15 000 рублей. Многие компании-агрегаторы микроплатежей предоставляют возможность широкого использования технологии для обработки платежей в Интернет-магазинах.
В 2012 году операторы «большой тройки» ожидают увеличения оборота мобильной коммерции в 2 раза, до 40 млрд. рублей. Огромный вклад в развитие mobilnayakommertsiya внес «ВымпелКом». На сегодняшний день его платежная система RuRu является успешно развивающейся. Ежемесячно прирост платежей и уникальных пользователей мобильной коммерции составляет 10%. Менее чем за год через систему было сделано 5 млн. платежей за услуги мобильной связи.
Вместе с развитием mobilnaya-kommertsiya в России растут и доходы операторов от мобильных платежей в мире в среднем на 86% в год и достигнут 5,4 млрд долларов в 2013 году. Наиболее быстрыми темпами, по оценке Informa Telecoms & Media, станут увеличиваться сегменты денежных переводов (на 157% в год в среднем до 2013 года) и удаленных платежей (на 72% в год в среднем до 2013 года).
Способы оплаты платежей с использованием мобильного телефона:
Наиболее простым способом осуществления мобильных платежей являются платежи через операторский центр. В этом случае мобильный телефон используется точно так же, как стационарный. С него совершается звонок в автоматизированный телефонный центр, где осуществляется аутентификация, выбор получателя и указание суммы платежа (с использованием цифровых клавиш в режиме тонального набора). Другим вариантом передачи данной информации процессинговой компании является использование SMS-сообщений (Short Message Service – услуги коротких сообщений). Как правило, для использования данной услуги необходимо предварительное установление отношений между операторским центром или процессинговой компанией, плательщиками (открытие счета, получение паролей для идентификации, указание банковских реквизитов получателей платежей и т.д.) и получателями. Некоторые авторы называют данную услугу телефонным банкингом.
Платежи с использованием WAP. WAP позволяет использовать средства платежей характерные для интернет-коммерции.
Остальные способы осуществления мобильных взаиморасчетов предполагают использование для целей аутентификации, хранения, обработки (в том числе шифрования) и передачи информации специализированного микропроцессорного оборудования. Обычно, предназначенная для мобильных платежей, телефонная трубка содержит две микросхемы, каждая из которых имеет память и микропроцессор: первая стандартная, расположенная на SIM-карте оператора мобильной связи, и вторая, содержащая всю банковскую информацию пользователя. Эта вторая микросхема может быть активирована только при помощи специального ПИН-кода, который и делает из телефона аналог пластиковой карты и POS-терминала одновременно. Таким образом, мобильные транзакции отличаются от обыкновенных интернет-транзакций, в которых не используется ни паролей, ни кодов, а только реквизиты пластиковой карты, более высоким уровнем безопасности.
Финансовая информация в таких системах, как правило, передается в виде SMS-сообщений. Этот способ передачи информации является более удобным, простым и экономичным для конечного пользователя поскольку: имеет низкую стоимость; имеет функцию подтверждения доставки сообщения по назначению; не требует использования дорогостоящих каналов связи; поступает абоненту даже в том случае, если речевой канал занят.
Перечисленные технологии мобильных транзакций используют разные методы, но строятся на едином фундаменте: уникальный номер телефона и секретный код или номер пластиковой карты, которые используются вместе как в традиционных магазинах, так и в интернет-коммерции. Принципиально отличается от вышеизложенных технология организации мобильных платежей, в которой данные о пластиковых картах клиента хранятся на небольшом мобильном устройстве, обычно в виде авторучки, и передаются посредством инфракрасного луча платёжному терминалу продавца, обменивающемуся принятыми данными с операционным центром обслуживающего клиента банка.
Мобильная коммерция обладает значительным потенциалом и рядом дополнительных возможностей ведения бизнеса:
— отсутствие ограничений (для того чтобы получить почту, прочитать необходимую информацию, совершить покупку не нужно находиться рядом с компьютером или интернет-терминалом, достаточно одного мобильного телефона);
— локализация (такие технологии, как GPS – Global Positioning System, позволяют получить доступ к информации, которая относится к заданному региону, например, предложения о покупке интересующего товара в близлежащих магазинах);
— персонализация (телефон – персональное устройство, по которому можно идентифицировать владельца. Возможность выстраивания отношений с каждым отдельным клиентом является одной из сильных сторон мобильной коммерции).
Вместе с тем, можно выделить и существенные недостатки:
— ограничения, связанные с пропускной способностью сетей. Сети третьего поколения обещают пропускную способность, сопоставимую с пропускной способностью проводного Интернета;
— размеры экрана. Даже при увеличении экрана мобильного телефона и улучшении его технических характеристик он все равно останется маленьким. Не слишком удобным будет и набор текста. Однако существуют преимущества использования телефона в таких ситуациях, как регистрация в аэропорту, использование в качестве платежного терминала при покупках, то есть там, где эти свойства не играют существенной роли. В тоже время таких недостатков, как небольшой экран и неудобный ввод текста, можно избежать, используя телефон в паре с ноутбуком или карманным компьютером.
29 крупнейших операторов сотовой связи, контролирующих половину мирового рынка, уже объединились, чтобы создать единый формат для использования технологии Near Field Communications (NFC) в сотовых телефонах. Особенно популярны сервисы мобильных платежей, основанные на технологии NFC, в Японии, США и Великобритании.
Для использования сервиса NFC требуется установить в телефон абонента специальный модуль. Благодаря встроенному чипу осуществляется беспроводное соединение между телефоном и терминалом—считывателем информации, установленным у продавца. В результате соединения с виртуального счета владельца мобильника списывается сумма. Абонент может пополнить счет с помощью банковской карты, POS-терминала и сенсорного автомата самообслуживания. Технология NFC обеспечивает солидную надежность идентификации покупателя и высокий уровень безопасности платежей.
Стараются не отставать от мировых тенденций и в России. Мининформсвязи одобрило концепцию создания универсальной платежной платформы на основе сотового телефона. Поскольку SIM-карта по российским законам выдается на конкретное лицо, её, по мнению связистов, вполне достаточно для идентификации того, кто производит платеж. С помощью новой платежной платформы можно будет делать не только банковские операции, но и оплачивать проезд в метро, автобусе, электричке, парковку автомобиля, купить чашку кофе или банку пива в торговых автоматах. Достаточно будет приложить мобильник к турникету или автомату. Для осуществления платежей по технологиям SMS и USSD даже не нужны дополнительные устройства.
В данный момент российский оператор «Билайн» активно развивает сервисы на базе технологии NFC. На данном этапе оператор реализует транспортные приложения: оплата проезда в городском наземном и подземном транспорте. Данные сервисы находятся в тестовом режиме.