Реализация концепции электронного правительства и новые возможности для развития демократии

В настоящее время со всей очевидностью можно признать, что становление информационного общества, появление инновационных Интернет-технологий открывает новые перспективы для совершенствования демократической системы правления.

Традиционно основной проблемой демократии, политической системы, основанной на принципах партнерского взаимодействия управляющих и управляемых, было то, как совместить, с одной стороны, максимальную реализацию демократических принципов в управлении (максимизацию политического участия граждан) и, с другой стороны, обеспечить достаточно высокий уровень эффективности системы принятия политических решений. Сущность проблемы заключается в объективной невозможности воплотить идеи прямой (полисной) демократии в условиях крупного современного социума. Данная проблема разрешалась на практическом и теоретическом уровне путем той или иной трансформации политической организации общества с целью минимизировать издержки и максимизировать выгоды от того или иного соотношения принципов демократичности и эффективности в политическом управлении обществом. В результате были разработаны многочисленные концепции и модели демократии (репрезентативная, плебисцитарная, плюралистическая, партийная демократия и т. д.), которые в определенной степени разрешали указанную проблему, однако ни одну из них, безусловно, нельзя назвать идеальной.

Происходящая в современном обществе информационная революция, основным инструментом которой стало «объединение глобальных компьютерных сетей и информационно-технологических ресурсов во всемирную сеть Интернет» , дала новые импульсы для развития демократии. Так, применение новейших информационно-коммуникационных интернет- технологий, способствующее «преодолению негативной тенденции к снижению уровня политического участия, упростив прямой контакт граждан и правительства, а также снизив затраты на согласование возможных путей политического действия между индивидами, придерживающимися схожих взглядов, но не взаимодействующих непосредственно в реальном мире» , может привести к существенному видоизменению характера политической коммуникации и серьезной трансформации привычных политических институтов. В этой связи уже сегодня разработаны механизмы лоббирования посредством сети Интернет, применения Интернета в электоральных компаниях и т. д.
Таким образом, достижения информационной революции принципиальны для развития демократии и способны привести к ее коренной трансформации. Так Р. Даль, характеризуя роль новых информационных технологий, полагает, что «прежние институты… должны быть обогащены новыми методами, способствующими развитию гражданского самосознания, участию граждан в политической жизни, получению информации, обсуждению проблем…» , утверждая при этом, что «мы едва лишь начали серьезно обдумывать открываемые ими возможности и провели в ничтожных масштабах самые первые, робкие пробы» , а Л. Гроссман считает, что «с развитием новых коммуникативных технологий наступает новая, третья великая эпоха демократии» .

Одним из аспектов совершенствования демократии является концепция электронного правительства. Электронное правительство (e-Government) — «это система интерактивного взаимодействия государства и граждан при помощи Интернета, новая модель государственного управления, преобразующая традиционные отношения граждан и властных структур». Суть данной концепции заключается в перенесении части деятельности правительства по организации государственного управления и взаимодействию с гражданами в Интернет с целью повышения эффективности работы государственных учреждений.

Построение полноценного электронного правительства включает в себя несколько этапов. На первом этапе создаются многочисленные сайты различных министерств и ведомств, содержащие только информацию о деятельности данного ведомства. Дальнейшее развитие таких сайтов предполагает на втором этапе появление элементов интерактивности, что чаще всего выражается в появлении рубрики «вопросы и ответы», где можно отправить письмо с вопросом или пожеланием. На третьем этапе министерские сайты становятся преимущественно интерактивными, с возможностью оказания различных онлайн-услуг (от уплаты штрафа до регистрации брака). Наконец, четвертый этап включает в себя создание единых правительственных порталов, предоставляющих весь комплекс услуг всех государственных ведомств (собственно — e-Government).

Функционирование электронного правительства включает три основных вектора взаимодействия: во первых, правительство — правительство (G2G) (автоматизация отношений и документооборота между ведомствами, контроль за принятием и исполнением решений и т. д.); во вторых, правительство — бизнес (G2B) (расчеты по налогам, госзаказ и т. д.); и, в третьих, правительство — граждане (G2C) (организация обратной связи).
Сообразно данным векторам выделяется и три блока электронного правительства. Первый блок, основа всей работы электронного правительства, состоит из внутренней правительственной сети, объединяющей все органы государственной власти, в рамках которой формируется единая правительственная база данных, где аккумулируется вся правительственная информация, включая базу данных о гражданах и организациях, функционирующих на территории страны. Второй блок отвечает за предоставление комплекса всех государственных услуг гражданам через Интернет путем формирования единого правительственного портала, работающего с правительственной базой данных. Через такой портал граждане в удобной и доступной форме могут получить всю информацию о деятельности правительства и удовлетворить все свои потребности, связанные с функционированием правительственных структур. И, наконец, третий блок представляет собой единый правительственный электронный рынок, целью которого является удовлетворение экономических потребностей правительственных ведомств посредством проведения тендеров и осуществления государственных заказов.
Причем вся эта достаточно разноплановая деятельность происходит в рамках единого строго, четко и доступно структурированного информационного пространства (e-Government), которое включает в себя весь спектр взаимоотношений государства и общества.

Концепция электронного правительства получила широкое распространение и уже нашла свою реализацию в наиболее развитых странах мира. Так, ООН опубликовала список стран и регионов, в которых идея «электронного правительства» получала наибольшее развитие. Данные исследования проводились подразделением ООН по общественной экономике и управлению (UNDPEPA) на основании данных за 2001 год. При составлении рейтинга был использован так называемый «индекс E-gov», учитывающий несколько факторов, в том числе представленность органов власти той или иной страны в Интернете, степень развития телекоммуникаций и общий уровень «интернет-образованности» населения. Согласно результатам исследований, первое место по темпам реализации идеи «электронного правительства» среди 190 стран международного сообщества заняли США (3,11 баллов по рейтингу UNDPEPA). Далее следуют Австралия (2,6 баллов), Новая Зеландия (2,59 баллов), Сингапур (2,58 баллов), Норвегия (2,55 баллов), Великобритания (2,52 баллов), Канада (2,52 баллов), Нидерланды (2,51 баллов), Дания (2,47 баллов) и Германия (2,46 баллов).

Важно подчеркнуть, что реализация концепции электронного правительства не просто повышает эффективность работы государственного аппарата, а, по существу, создает предпосылки для формирование принципиально новой модели демократии — цифровой демократии (digital democracy), основанной на более полном подчинении деятельности правительства обществу и возможности прямого участия граждан в решении государственных и местных вопросов путем онлайнового голосования. Так, применение электронного правительства, разрешая проблему политического участия — «проблему номер один для развитых демократий» , закладывает тенденцию перехода от господствующей репрезентативной модели демократии к партисипаторной демократии (особенно на региональном и местном уровнях), преодолевая обозначенное нами выше противоречие между демократичностью и эффективностью управления, так как электронное правительство создает условия, при которых максимизация политического участия граждан не понижает, а, напротив, повышает эффективность государственного управления.
Таким образом, можно сказать, что реализация концепции электронного правительства открывает новые горизонты для развития и совершенствования демократической системы правления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб., 2001. С. 81.

2. Лайтен Р. Право и политика в век интернета // Политическая наука: Современное состояние: Тенденции и перспективы: Сб. науч. тр. 2002. №1. С. 138.

3. Даль Р. О демократии. — М., 2000. С. 179.

4. Там же.

5. Цит. по: Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. — М., 2000. С. 527.

6. Вершинин М. Указ. соч. С. 117.

7. Government and The Internet // Economist. 2000, June 24th.

8. Там же.

9. Новости. Электронное правительство в странах мира рейтинг: ООН (http://itware.com.ua/news/2002/06/21/egovernment.html).

10. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. — СПб., 2002. С. 102.

Автор:

Может быть интересно

Смотрите также

Глоссарий 30.05.2013

Фронт-офис

Фронт-офис (от англ. front-office) – совокупность бизнес-процессов и реализующих их организационных подразделений…