В индивидуальной работе представлены наиболее важные вопросы создания системы управления типа ERP на современном Российском авиационном предприятии. Рассматривается опыт работ, выполнявшихся в последние годы в Комсомольском – на — Амуре авиационном производственном объединении им. Ю.А. Гагарина (КнААПО). Данный проект является одним из первых в отечественной авиационной отрасли, поэтому обсуждение результатов и возникающих в ходе проекта решений представляет научный и практический интерес.
1. Система управления предприятием и особенности отрасли
Для успешной реализации проекта решающее значение имеют следующие вопросы: определение требований к системе, выбор базового программного обеспечения, организация, планирование и исполнение проекта.
Первое, что пришлось решать при определении требований к системе, – какова должна быть ее роль в реализации бизнес – целей объединения. Ясно, что система должна работать на повышение конкурентных преимуществ. В каких направлениях должно проявиться ее влияние? Были определены основные из них: качество проработки контрактов, сроки производства изделий, качество обслуживания изделий в строю, уровень издержек по всему жизненному циклу изделий.
Второе. Новая система должна предоставить качественно новый уровень информационной поддержки формирования и принятия управленческих решений. Это не просто современные информационные технологии, приоритет следует отдавать современным методам управления. Они позволят перейти от «островного» принципа информатизации, при котором решаются отдельные задачи управления отдельными функциями или подразделениями, к управлению процессами, что обеспечит более полную и глубокую интеграцию деятельности всех подразделений предприятия и существенно усилит их направленность на достижение его главных целей.
С учетом приведенных соображений было принято решение об использовании в качестве основы системы управления ресурсами класса ERP (Enterprise Resource Planning). ERP-системе принадлежит исключительно важная роль в формировании единого информационного пространства предприятия. Она определяет идеологию управления предприятием. С её помощью должны комплексно решаться задачи управления всеми основными направлениями деятельности (маркетинг, производство, логистика, финансы).
Основу концепции ERP-системы составляет методология управления основными процессами деятельности MRPII (Manufacturing Resources Planning), которая в настоящее время является стандартом управления промышленным предприятием. Основные принципы MRPII заключаются в следующем:
- · производственная деятельность предприятия представляется как совокупность взаимозависимых бизнес-функций и бизнес-процессов, связи между которыми реализуются с помощью системы заказов;
- · при осуществлении производственной деятельности учитываются ограничения на ресурсы предприятия;
- · заказы на снабжение и производство формируются на основе контрактов, внешних заказов, проектов и производственных графиков;
- · в ходе управления обеспечивается минимизация производственных циклов и оптимизация уровня материальных запасов;
- · управление движением заказов увязывается с заданными экономическими показателями;
- · управление направлено на выполнение заказов в требуемые сроки с запланированной себестоимостью.
Указанные системы ориентированы на серийное и массовое производство. В их состав, как правило, включаются модули информационной поддержки следующих функций управления основными процессами производства.
- · Бизнес-планирование.
- · Планирование продаж.
- · Планирование производства.
- · Формирование графика выпуска продукции.
- · Планирование потребностей в материальных ресурсах.
- · Планирование производственных мощностей.
- · Оперативное управление производством.
- · Управление затратами.
- · Управление финансами.
Для решения задач планирования используется информация о составе продукции и технологии ее изготовления. В состав MRPII – систем входят соответствующие модули:
- · Ведение информации о составе продукции.
- · Ведение информации о технологических маршрутах.
При формировании требований к ERP-системе авиационному предприятию необходимо учитывать специфические особенности отрасли.
Во – первых, это особенности продукции:
- · высокая сложность и наукоёмкость изделий и агрегатов;
- · уникальность конфигурации экземпляров готовой продукции;
- · большое число компонентов и уровней входимости;
- · большая номенклатура покупных изделий и материалов;
- · большой поток конструктивных и технологических изменений,
- · большая длительность жизненных циклов, необходимость их контроля в интересах выполнения работ по сервисному обслуживанию.
Во – вторых, особенности производства продукции:
- · разработка и/или производство под заказ;
- · как правило, проектно-ориентированный характер;
- · сочетание единичного и серийного типов;
- · многообразие форм организации производства;
- · многономенклатурность;
- · длительные производственные циклы;
- · большой удельный вес технической подготовки производства;
- · многообразие технологических процессов – заготовительные, сварочные, литейные, механообрабатывающие, сборочные.
И главное – особенности управления:
- · множественность реализуемых программ;
- · сочетание программно-целевого и линейного подходов;
- · многоуровневость (стратегическое, текущее, оперативное управление);
- · необходимость согласованного управления на уровне связей производителя с поставщиками и заказчиками;
- · множественность направлений планирования, учёта и планово-учётных единиц (контракты, проекты, изделия, комплекты, партии, работы, операции и т.п.);
- · широкий спектр способов организации и методов управления.
2. Выбор базового программного обеспечения
Выбор базового программного обеспечения, удовлетворяющего всему многообразию требований оптимальным образом, является одним из наиболее ответственных шагов для проекта, учитывая то обстоятельство, что срок создания системы на крупном предприятии – не менее 5 лет, а предполагаемый срок жизни системы до ближайшего радикального обновления – 12-15 лет. На КнААПО принятию решения предшествовал всесторонний анализ функциональности современных программных пакетов, предназначенных для управления промышленными предприятиями.
КнААПО выбрало стратегию развития системы управления ресурсами на основе одного базового ERP-пакета в сочетании с другими системами – что совпадает с доминирующей на сегодняшний день мировой практикой (см. таблицу 1). Процент предприятий, выбравших ERP или рассматривавших для себя возможность такого выбора, приведен по данным зарубежных источников на 2000 год.
Таблица 1.
Стратегия развития | % предприятий |
Единственный ERP-пакет | 39,8 |
Лучшее из нескольких ERP-пакетов | 3,9 |
Единственный ERP-пакет с другими системами (собственной разработки, унаследованные, специализированные и т. д.) | 50,0 |
Многие ERP-пакеты с другими системами (собственной разработки, унаследованные, специализированные и т. д.) | 4,9 |
Исключительно собственные разработки | 0,4 |
Собственные разработки плюс специализированные системы | 1,0 |
Анализ методологии и функциональности отечественных программных пакетов показал, что, строго говоря, ни один из них не является ERP-системой.
Подавляющее большинство зарубежных базовых ERP-систем, представленных на рынке программных продуктов, в части управления основными процессами авиастроительного предприятия в целом соответствуют предъявляемым требованиям. Вопросы начинаются при более детальной проработке их функциональности.
Ограниченность стандартной функциональности MRPII — систем заключается в том, что они ориентированы только на продукцию типа А, то есть изделия, структура которых описывается моделью в виде дерева с одним корнем. Современное авиационное производство организовано по-другому:
- · во-первых, процесс изготовления начинается не после, а в ходе проектирования и подготовки производства изделий, когда полный комплект документации отсутствует и вместо «дерева» изделия имеем в наличии его отдельные ветви;
- · во-вторых, процессы проектирования, постановки и отработки изделий в авиационной промышленности составляют значительную самостоятельную часть в жизненном цикле изделия на его начальных этапах и сопровождают все его последующие этапы производства и эксплуатации.
- · в-третьих, средства ведения данных о составе и технологии изготовления изделий в MRPII – системах не соответствуют действующим российским стандартам ведения конструкторской и технологической документации: применить их в качестве систем управления проектированием невозможно. На практике данные об изделиях формируются и поддерживаются в специализированных CAD-CAM системах. Объемы этих данных огромны, их оперативность и качество для системы управления являются определяющими: вести данные об изделиях параллельно в двух системах также невозможно.
Поэтому главными требованиями к базовой ERP-системе со стороны авиационного предприятия становятся:
- · наличие развитых функциональных возможностей по управлению проектами, программами;
- · наличие средств интеграции проектов разработки изделий в соответствующих CAD-системах с проектами технологирования и производства изделий. Перечисленные проекты, в общем случае, имеют сложную сетевую структуру работ, что и должно учитываться в базовой системе.
Из имеющихся на российском рынке зарубежных программных систем предъявляемым требованиям в наибольшей степени отвечает система BAAN IV с отраслевым функциональным расширением Aerospace&Defense (BAAN IV A&D). Особо следует отметить, что по сравнению с ERP-системами общего назначения данная система дополнена рядом функций, отражающих специфику управления крупным авиационным предприятием, а именно:
- · Управление программами, которое включает:
- формирование и ведение базы данных по проекту (заказу);
- определение и поддержка иерархической структуры работ по проекту, счетов затрат и т.п.;
- определение бюджетов и планов-графиков производства по каждому проекту (заказу) в отдельности;
- калькуляция затрат с учетом взаимосвязи элементов структуры работ и организационной структуры;
- интерфейс с другими системами планирования и учета.
- · Планирование по нескольким проектам, которое включает:
- учет спроса и предложения по изделиям, относящимся к конкретному проекту;
- планирование потребностей для групп проектов с сохранением ссылок на проекты и экземпляры изделий.
- · Проектная привязка, которая определяет:
- фиксированное закрепление за проектом закупаемых материалов и комплектующих;
- фиксированное закрепление за проектом изготовляемых деталей и узлов;
- учет и регистрацию запасов материалов, деталей и узлов по отдельным контрактам (проектам);
- постоянные и временные передачи запасов из одного проекта в другой.
- · Контроль над затратами по проектам, который включает:
- ведение книги учёта затрат по проекту;
- калькуляцию затрат с учётом фиксированного и нефиксированного закрепления за проектом материалов и компонентов;
- оперативный расчёт скользящих средних удельных затрат.
Известно, что перечисленные расширения системы BAAN появились в ходе реализации крупных проектов ERP-систем на зарубежных авиационных предприятиях, в том числе и в компании British Aerospace (BA). Дополнительную ценность системе BAAN A&D придаёт то обстоятельство, что в ней нашли отражение многие современные методологии управления и проектирования систем, а функциональность явилась итогом почти двухлетней работы по моделированию бизнес-процессов в BA. В 1998г. авторы имели возможность на практике познакомиться с особенностями построения системы на одном из предприятий данной компании. Привлекли внимание не только конкретные результаты работы системы, но и принципы, которые были положены в ее основу.
В качестве основы построения ERP – системы в проекте КнААПО стала рассматриваться система BAAN IV A&D, однако окончательный выбор был сделан не сразу.
3. Организация проекта
Прежде чем втягиваться в солидные затраты на приобретение и освоение системы, было решено провести ее практические исследования. Результатом исследований должны стать заключения о принципиальной возможности и экономической целесообразности внедрения данной системы в условиях объединения. Этап пилотного проектирования, то есть практической проверки программного обеспечения на примере типовых бизнес-процессов предприятия был пройден в 2000 году. В ходе его были выполнены следующие работы:
1. Проведены подготовительные мероприятия по организации проекта.
2. Проанализированы особенности предприятия с точки зрения организации внедрения системы.
3. Специалисты предприятия обучены основам методологии проектирования и внедрения АСУП в среде системы BAAN.
4. Основные бизнес-процессы предприятия прошли первичную практическую отработку в системе BAAN.
5. Получено заключение о возможности применения системы в основных процессах управления.
Основная задача пилотного проекта – получить квалифицированное, основанное на результатах практической работы в системе, заключение собственных ведущих специалистов по основным функциям системы BAAN, была решена. При этом в достаточно короткие сроки удалось решить ряд важных для последующего развития проекта задач:
- · создать организационную структуру проекта;
- · провести первичную подготовку сотрудников предприятия современным методам управления;
- · оценить эффективность использования ERP-системы на предприятии;
- · оценить необходимые ресурсы для внедрения;
- · разработать мероприятия по подготовке к внедрению.
На рис. 1 представлена функциональная диаграмма работ пилотного проекта, на которой показаны моделируемые функции и используемая для этих целей функциональность системы BAAN.
Рис.1. Функциональная диаграмма работ пилотного проекта
Диаграмма отражает стремление разработчиков выполнить пилотный проект в достаточно широких границах, охватив им ведущие подразделения Объединения. Пилотный проект показал, что существующий управленческий стандарт КнААПО достаточно близок к стандарту управления проектным производством, реализованному в системе BAAN IV A&D. Результатом стало заключение о принципиальной возможности внедрения данной системы в условиях Объединения.
Пилотный проект также показал, что для полномасштабного внедрения ERP-системы предприятию необходима серьезная организационно-техническая подготовка, которая заняла почти 2 года.
Создание эффективной системы управления проектом внедрения является необходимым условием его реализации. В этом направлении руководством КнААПО были проведены следующие мероприятия:
- · Разработано Техническое задание на систему.
- · Для решения вопросов стратегического управления проектом образован Координационный совет во главе с Техническим директором, включающий в свой состав ряд высших руководителей предприятия.
- · Разработано и утверждено «Положение о проекте», в котором регламентируются методика и организация взаимодействия участников проекта.
- · Образовано специальное подразделение – отдел внедрения во главе с руководителем проекта.
- · Для непосредственного выполнения работ по проекту образована Проектная группа, в состав которой включены руководители и специалисты подразделений, участвующих в проекте.
- · Утверждён бюджет проекта.
- · Определена в качестве внешнего консультанта компания ТопС Бизнес Интегратор, имеющая позитивный опыт внедрения ERP-систем в России, в том числе на базе программного обеспечения BAAN.
4. Очереди проекта, их цели и задачи
Учитывая масштабы проекта, достигнутый уровень информационного обеспечения и соображения минимизации затрат на разработку и внедрение системы, было принято решение о разбиении проекта на очереди в соответствии с направлением движения материального потока – от закупок, через производство, к сбыту.
В первую очередь были включены процессы управления материальным обеспечением производства. Основной комплекс задач производственного планирования и управления отнесен ко второй очереди.
На рис.2 показана общая архитектура КИС Объединения и место в ней ERP-системы. Особенность в том, что в центре этой структуры стоят две системы – управления данными об изделии (PDM) и управления ресурсами (ERP), интеграция которых позволяет реализовать основные принципы непрерывной информационной поддержки управления жизненным циклом изделий.