Виды электронных систем взаиморасчётов

Электронная коммерция позволяет передавать запросы розничного покупателя непосредственно производителю, устраняя цепочки дистрибьюторов, дилеров и реселлеров. Этот процесс получил название дезинтермедиация. Он позволяет снизить накладные расходы на логистику, продавая розничным покупателям товар непосредственно с предприятия-производителя.

Виды электронных систем взаиморасчётов

Классификация электронных взаиморасчетов осуществляется в нескольких срезах:

  • в зависимости от состава участников платежа
  • в зависимости от вида проводимой операции

По составу участников платежа

  • Платежи банк-банк. В данном случае участниками платежа являются финансовые институты. Примером является электронная система межбанковских расчетов (ЭЛСИМЕР)
  • Платежи предприятие-предприятие. В этом случае участники платежа - это юридические лица. Пример - электронная платежная система ЮКасса
  • Платежи потребитель-предприятие. Здесь участниками плажета становятся физическое и юридическое лицо (покупатель-продавец). Пример электронных платежных систем: Webmoney, PayCash, Qiwi, PayPal и пр.
  • Платежи потребитель-потребитель. Сторонами платежа выступаю физические лица. В настоящее время используются те же платежные системы, что и в предыдущем примере

По виду проводимых операций

  • Операции по управлению банковским счетом. Используются в системах "клиент-банк" с доступом через модем, Интернет и пр.
  • Операции по переводу денег без открытия банковского счета - это системы перевода денег по компьютерным сетям, аналогичные почтовым и телеграфным переводам
  • Операции с карточными банковскими счетами. Используются дебетовые и кредитные пластиковые карточки. Примером может служить электронная платежная система SberPay, Tinkoff, Юкасса
  • Операции с электронной (квази) наличностью - расчеты с физическими лицами, электронные аналоги жетонов и предоплаченных карт

Особенности систем взаиморасчета

Дезинтермедиация (устранение посредника) – процесс сближения компании-поставщика с клиентом путём устранения посредников, как правило, на основе перехода на средства электронной коммерции.

В связи с сокращением транзакционных издержек становится актуальной оптимизация процедуры расчётов и платежей. Проведение электронных расчётов в Интернете и эффективная логистика позволяют осуществить полный цикл коммерческих отношений в единой среде электронной коммерции.

Платёжные системы являются одним из основных элементов инфраструктуры электронной коммерции. Совершенствование практики продаж в системах электронной коммерции в значительной мере обусловлено внедрением более надёжных, удобных и эффективных платёжных систем.

Платёжная система Интернет – совокупность нормативных актов, договорных документов, финансовых и информационно-технических средств, а также участников (банков, процессинговых центров, предприятий сферы торговли и услуг, осуществляющих эквайеринг, страховых компаний), которые делают возможным функционирование системы финансовых взаиморасчётов в сети Интернет.

С организационной точки зрения ядром платёжной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. Для успешного функционирования платёжной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.

Многообразие разнородных платёжных систем в Интернете осложняет осуществление взаиморасчётов. Несомненно, электронным платёжным системам ещё предстоит прийти к единому стандарту, который позволит согласовать решения различных разработчиков, а пользователю без ограничений платить в Интернете любым удобным ему способом и в любом интернет-магазине.

Электронная платёжная система должна гарантировать выполнение следующих требований:

  • конфиденциальность. Финансовая информация плательщика (например, номер кредитной карты, сумма платежа) должна быть доступна минимальному кругу участников платёжной системы, имеющих на это законное право;
  • целостность информации. Обеспечение сохранности информации и защита от несанкционированного изменения;
  • аутентификация. Подтверждение того, что контрагенты являются теми, за кого они себя выдают;
  • авторизация. Процесс, в ходе которого требование на проведение транзакции одобряется или отклоняется платёжной системой. Эта процедура позволяет определить наличие средств у покупателя и прав на соответствующее их использование;
  • безопасность. Система должна препятствовать мошенничеству и обеспечивать страхование платежей (см. п. 3.3);
  • поддержка широкого спектра платёжных инструментов;
  • минимизация себестоимости транзакции. Плата за обработку транзакций приобретения товаров и услуг входит в их стоимость, поэтому снижение цены транзакции увеличивает конкурентоспособность продавца и платежной системы;
  • возможность стороннего арбитража и аудита.

Плательщик должен иметь возможность доказать третьей стороне, что платеж произведен и предоставить данные о предмете платежа. Это необходимо в случае конфликта, когда клиент либо не получил оплаченный товар, либо не удовлетворен его качеством. Получатель платежа должен иметь возможность доказать третьей стороне, какую сумму, когда, за что и от кого он получил. Банкир должен иметь возможность доказать третьей стороне, что он при работе со счетами строго следовал платежным поручениям.

Рассмотрим возможности использования платёжных инструментов применительно к оплате в Интернете.

Сравнительная оценка платёжных инструментов в интернет-коммерции

Вид Преимущества Недостатки Сфера применения
Наличные платежи Скорость;Надёжность;Удобство;Распространённость;

Нет комиссионных расходов

Ограниченность (по контрагентам, по валютам, по суммам, по видам платежей, по расстояниям);Требует присутствия контрагентов;Низкий уровень безопасности (физической, защиты от подделок) Традиционная розничная торговля;Расчёт при доставке заказанных в интернет-магазине товаров
Традиционные банковские переводы Надёжность;Распространённость;Высокий уровень безопасности;Правовая определённость Ограниченность (по контрагентам, по видам платежей, по времени – сутки в пределах города, неделя по России);Сложность процедуры;Высокая стоимость;Отсутствие анонимности Расчёты между юридическими лицами
Переводы посредством пластиковых карт с магнитной полосой (есть в Интернете) Скорость – в течение нескольких минут;Удобство;Распространённость;Правовая определённость Низкий уровень безопасности;Высокая стоимость транзакций;Ограниченность (по контрагентам, по суммам);Отсутствие анонимности В традиционной торговой сети;В интернет-коммерции (покупатель передаёт продавцу для оплаты реквизиты пластиковой карты)
Переводы посредством смарт-карт (есть в Интернете) Более высокий уровень защиты;Скорость – в течение нескольких минут (при офлайновой авторизации – секунды);Удобство;Правовая определённость Высокая стоимость;Низкая распространённость;Требует наличия специфического оборудования;Ограниченность (по контрагентам)

Отсутствие анонимности

Совпадает с областью применения пластиковых карт с магнитной полосой
Системы Клиент-Банк, Интернет-Банк Скорость;Надёжность;Распространённость;Высокий уровень безопасности;

Правовая определённость

Ограниченность (по контрагентам, по видам платежей, по времени – сутки в пределах города, неделя по России);Сложная процедура;Отсутствие анонимности Удалённое управление счётом (осуществление традиционных банковских платежей) с компьютера
Электронные деньги Скорость – от нескольких секунд до 1 минуты;Надёжность;Удобство;Высокий уровень безопасности;

Анонимность;

Низкая стоимость;

Идеально подходят для проведения микроплатежей

Низкая распространённость;Правовая неопределённость Оплата через Интернет;В традиционной розничной сети при помощи карманного компьютера или сотового телефона для мобильной коммерции

Приведённые в таблице характеристики инструментов дают обобщённую оценку. Характеристики каждой конкретной реализации отдельно взятого платежного инструмента могут отличаться от приведенных выше.

Как правило, электронные платёжные системы построены или на технологии удалённого управления счётом, или на технологии электронных сертификатов. Однако электронные чеки могут быть отнесены к обеим группам, так как являются инструментом управления банковским счётом на основе электронных сертификатов.

Виды электронных платёжных систем

Системы, основанные на принципе управления счётом Системы, основанные на принципе электронных сертификатов
Системы Клиент-Банк, Интернет-Банк Смарт-карты
Магнитные карты Электронные деньги

Электронные чеки

Платёжные инструменты, получившие наибольшее распространение в интернет-коммерциипластиковые карты.

Автор: Юрасов А.В. — проректор по воспитательной работе и международному сотрудничеству, заведующий кафедрой электронной коммерции Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, доктор экономических наук, действительный член Академии Телекоммуникаций и Информатики.

Автор:

Может быть интересно

Смотрите также