В развитую платёжную систему на основе пластиковых карт входят:
— банки-эмитенты карт;
— банки-эквайеры;
— сервисные учреждения (магазины и т. д.);
— расчётные банки;
— процессинговые центры.
пластиковые карты в Интернете
Магазин, отпуская товар клиенту, получает от него взамен слип на соответствующую сумму. Банк магазина (эквайер) возмещает последнему стоимость проданных товаров строго в соответствии с предъявленными слипами. Переводя данные слипов (операций) в электронную форму, эквайер создаёт из них файл, который отправляет в процессинговый центр и получает через расчётный банк возмещение на соответствующую сумму. Документом на этом этапе является электронный файл созданный в установленном формате и соответствующим образом зашифрованный.
В процессинговом центре осуществляется обработка всех принятых файлов, происходит сортировка операций, представленных к оплате в систему за этот день и формируются файлы (электронные журналы транзакций) для банков-эмитентов. Эти файлы являются документами, на основании которых процессинговый центр получает от банка-эмитента средства, соответствующие сумме всех операций, проведённых держателями карт данного банка. Банк-эмитент на основании электронных журналов проводит дебетование карточных счетов клиентов.
Впоследствии для каждого клиента формируется выписка по его счёту (стейтмент), включающая все операции, прошедшие за определённый период (как правило, за 1 месяц). Для держателей кредитных карт стейтмент является документом, на основании которого клиент должен оплатить свой долг банку на заранее оговоренных условиях. В случае с дебетовыми картами стейтмент лишь информирует клиента о движении средств на его счете.
При большом объёме операций в платёжной системе создают несколько процессинговых центров, чтобы разгрузить центральную процессинговую компанию от лишних информационных потоков, а расчётный банк от лишних движений средств.
Банк, одновременно работающий по выпуску карт и обслуживанию коммерческой сети, также заинтересован в такой «автономизации», поскольку ему не приходится выплачивать комиссию за обслуживание процессинговому центру. Однако, что бы получить такое преимущество, банку необходимо создать свой процессинговый цент. В такой платёжной системе банк, имеющий свой процессинговый центр, становится банком 1-ого уровня. Это означает, что он может обрабатывать операции и служить расчётным центром для других банков, работающих в данной платёжной системе.
Для держателя пластиковой карты самое главное – это условия, на которых происходит обслуживание его карточного счёта, то есть, иначе говоря, принятая в банке платёжная (расчётная) схема. В данную схему входят:
— условия начисления процентов по остатку на карт-счёте и взимания процентов за кредитование;
— условия взимания комиссий за осуществление транзакций;
— комиссия за выдачу наличных с карт-счёта;
— условия предоставления скидок и банковских премий.
Поэтому для банка грамотное построение платёжной схемы – важный фактор эффективности карточной программы.
Существует достаточно большое число схем начисления и взимания процентов, начиная с «биржевой» (остаток на рублевом счету ежедневно корректируют по курсу доллара) и заканчивая «кредитно-сберегательной» (начисляются проценты по вкладу и снимаются проценты по кредиту).
В платёжной системе пластиковых карт не только начисляются проценты и переводятся средства клиента, но и взимаются комиссии за транзакции. Банк-эквайер, обслуживающий держателя карты, фактически кредитует банк-эмитент, и в международных системах эту операцию называют «кассовым авансом». Поэтому банк-эмитент при возмещении суммы «кассового аванса» выплачивает также и комиссию за кредитование, которое было произведено при обслуживании его клиента (Reimbursement fee). Её цель компенсировать банку-эквайеру отвлечение финансовых ресурсов на период между списанием суммы в пользу магазина и поступлением средств с карт-счёта держателя карты. В свою очередь банк-эмитент взимает с держателя карты комиссию для возмещения собственных расходов (Interchange fee).
Interchange fee – комиссия в пользу эмитента, исчисляемая с оборота по торговым операциям, совершенным держателем пластиковой карты.
Reimbursement fee – комиссия в пользу эквайера, исчисляемая с оборота по торговым операциям, совершенным держателем пластиковой карты.
При этом взимание комиссии при получении наличных денег отличается от взимания комиссии при оплате покупок в магазинах на величину комиссии за выдачу наличных с карт-счёта.
Скидки при осуществлении платежей по пластиковым картам могут существенно повысить привлекательность данного платежного инструмента. Скидка может быть предоставлена непосредственно при совершении платежа (благодаря специальной программе POS-терминала), либо выплачена клиенту в виде банковской премии (по настройкам учётно-карточной банковской системы).
Банковская премия за покупку является таким видом скидки, при котором часть денежных средств возвращается клиенту уже после совершения покупки и выполнения платежа. Величина премии клиенту рассчитывается исходя из суммы, потраченной клиентом в определённом магазине на покупку и процентной схемы, используемой для расчёта.
По сравнению с банковской премией, скидка, действующая непосредственно при осуществлении платежа, более привлекательна для владельцев карт.
При предоставлении скидки с карты клиента списывается меньшая сумма, чем это обозначено на ценнике. Существует три варианта предоставления скидки в магазинах:
— снижение цены на продаваемый товар происходит за счёт торгового предприятия. В этом случае магазин сам устанавливает процент скидки. Учёт скидок в магазине будет происходить по кассовому отчету, где указывается итоговая сумма оплаченных товаров без скидки и итоговая сумма скидки. На разницу будет уменьшена фактическая торговая наценка, и, соответственно, полученная прибыль от реализации товаров;
— магазин предоставляет скидку владельцам пластиковых карт за счёт их эмитента. Компенсация банком предоставляемой скидки может быть произведена полностью или частично, что определяется заключенным между банком и магазином договором. При этом данные расходы относятся банком на себестоимость оказываемых им услуг;
— скидка компенсируется третьей организацией, заинтересованной в предоставлении данной услуги предприятием торговли или сферы услуг. Это может быть администрация города, участвующая в реализации социальных программ по повышению уровня жизни определённых категорий граждан – пенсионеров, инвалидов и т.д., а также промышленные предприятия, идущие на предоставление скидок за свой счёт для работников, получающих заработную плату по картам.
Автор: Юрасов А.В. — Проректор по воспитательной работе и международному сотрудничеству, заведующий кафедрой электронной коммерции Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, доктор экономических наук, действительный член Академии Телекоммуникаций и Информатики.