Компания J’son & Partners Consulting представляет результаты нового исследования. Объект исследования: рынок электронной коммерции России 2008-2017 гг.
Электронная коммерция в настоящее время является ключевым драйвером роста торговли в развитых и во многих развивающихся странах, кардинально меняя привычные бизнес-процессы в секторе ритейла. За последние два года рынок электронной коммерции вырос в США на 25%, в Еврозоне – почти на 30%. Среди стран-лидеров по степени развития рынка электронной торговли аналитики J’son & Partners Consulting выделяют Великобританию и США с долей электронной коммерции в общем объеме ритейла в 10% и более.
Рынок электронной коммерции в России — довольно объемный объект исследования. Развитие рынка происходит стремительно.
Термины и определения
Электронная коммерция – процесс удаленного приобретения товаров и услуг как физических, так и нефизических, при помощи телекоммуникационных сетей, прежде всего сети Интернет.
Консультанты J’son & Partners Consulting на рынке покупки нефизических товаров и услуг
выделяют следующие подкатегории:
1. Услуги сотовой связи
2. Авиа- и железнодорожные билеты, а также билеты на развлекательные мероприятия
3. Телекоммуникационные услуги (кроме сотовой связи), включая услуги интернет-провайдеров и операторов фиксированной связи, платного телевидения, VOIP
4. Оплата счетов и штрафов, включая оплату услуг ЖКХ, штрафов ГИБДД, приобретение страховых продуктов
5. Цифровой мобильный контент, включающий в себя мобильный аудиоконтент, мобильный видеоконтент, мобильные игры и приложения, прочий мобильный контент
6. Гостиничные услуги
7. Цифровой контент (за исключением мобильного контента), включающий в себя цифровые книги, видеоконтент, аудиоконтент, программное обеспечение
Рынок электронной коммерции в России. Объем рынка
В сегменте покупки и оплаты физических товаров выделяются следующие подкатегории:
Сетевой маркетинг (MLM);
Каталожная торговля;
Интернет-магазины.
Оплата приобретенных товаров и услуг на рынке электронной коммерции может происходить следующим образом:
1. С использованием электронных платежных систем
2. С использованием банковских карт, в том числе:
a. с использованием интернет-эквайринга (приём к оплате платёжных карт через Интернет
с использованием специально разработанного web-интерфейса, позволяющего провести
расчёты в интернет-магазинах);
b. постоплатное использование карт с участием POS-терминалов (под термином
«постоплата» понимается процесс оплаты товара или услуги после доставки потребителю)
3. Наличными, в том числе
a. наличными при доставке товара;
b. банковским переводом с посещением офиса банка
Рынок электронных платежных систем (ЭПС) включает в себя следующие составляющие:
Платежные терминалы
a. Банковские платежные терминалы
b. Небанковские платежные терминалы
Дистанционные финансовые сервисы
c. Банковские дистанционные финансовые сервисы
d. Небанковские дистанционные финансовые сервисы
Банковский платежный терминал – программно-аппаратный комплекс с купюроприемником, обслуживаемый банковской организацией, обеспечивающий приём платежей от физических лиц в режиме самообслуживания.
Небанковский платежный терминал – программно-аппаратный комплекс с купюроприемником, обслуживаемый небанковской организацией, обеспечивающий приём платежей от физических лиц в режиме самообслуживания.
Дистанционные финансовые сервисы включают в себя следующие составляющие: мобильный банкинг, интернет-банкинг, SMS-банкинг, мобильные операторские платежи, электронные деньги.
Составной частью электронных платежных систем является мобильная электронная коммерция
Мобильная электронная коммерция – процесс покупки товаров и услуг как физических, так и нефизических, оплата которых происходит с использованием мобильного терминала.
В мобильной коммерции существуют следующие составляющие:
Мобильный операторский платежный сервис
Мобильный банкинг
SMS-банкинг
Мобильный контент
Мобильный операторский платежный сервис – электронный платежный сервис операторов мобильной связи, позволяющий оплачивать товары и услуги посредством мобильного телефона и/или интернет-портала с помощью средств на лицевом счету и/или банковской карты.
Мобильный банкинг – сервис, позволяющий управлять средствами клиентов с использованием мобильного терминала и оплачивать товары и услуги, а также совершать переводы со своего банковского счета с помощью мобильного телефона. Услуга реализуется либо с помощью SMS команд (SMS-банкинга), либо с помощью специальных приложений для телефонов, использующих Интернет для передачи данных.
Мобильный контент — цифровой контент, адресованный владельцам мобильных устройств, специальным образом адаптированный или даже изготовленный с учетом технических возможностей мобильных устройств и канала беспроводного доступа.
Рынок электронной коммерции в России
Рынок электронной коммерции в России переживает стадию бурного роста, демонстрируя среднегодовые темпы роста в 29% в 2008 – 2012 гг. В 2012 г., по оценке консультантов J’son & Partners Consulting, объем рынка электронной коммерции достиг почти 1,9 трлн. руб. В дальнейшем специалисты компании ожидают стабильных темпов роста рынка электронной коммерции на уровне 10-15% ежегодно.
При этом сравнение с другими странами показывает, что у российского рынка электронной коммерции есть значительный резерв для дальнейшего роста. Отношение рынка электронной коммерции в России к общему объему торговли страны составляет около 2%, в то время как в развитых рынках эта цифра ближе к 5%, а у общепризнанных лидеров – Великобритании и США – превышает 10%.
В структуре рынка России произойдут значимые изменения:
В продуктовой структуре: доля сегмента нефизических товаров и услуг сократится с 65% в
2012г. до 60% в 2017 г.
По способам оплаты: доля электронных платежных систем сократится с 60% в 2012г. до
49% в 2017 г.
Таким образом, в настоящее время электронная коммерция является одной из наиболее перспективных сфер экономики. Она даёт немало преимуществ как для организаций, так и для общества в целом. С развитием рынка электронной коммерции возникла тенденция на усовершенствование компьютерных технологий, ведущее не только к упрощению использования системы виртуальных заказов, но и к улучшению качества осуществления операций, а также повышению надежности услуг, оказываемых через Интернет.