Во многих странах отношения государства с бизнес-сообществом (сектора G2B и B2G) переходят на электронную основу быстрее, чем отношения с гражданами. Проблемы коммуникаций между частными компаниями и государственными организациями можно преодолеть, если интегрировать их операции в единую систему.
Государственные заказчики – федеральные министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов федерации и местного самоуправления являются в совокупности самым крупным покупателем продукции и заказчиком услуг.
Эффективность расходования бюджетов всех уровней в значительной мере зависит от полноты и доступности информации о заключенных контрактах на государственные закупки товаров и услуг и информации об их исполнении для всех участников процесса закупок, как покупателей (представителей государства), так и для поставщиков. Только полнота и широкая доступность информации по государственным закупкам делают «прозрачным» расходование бюджетных средств и создают условия для добросовестной и открытой конкуренции между поставщиками продукции (услуг) для государственных нужд, существенно ограничивают негативное влияние протекционизма и лоббирования интересов отдельных предприятий-поставщиков в сфере бюджетных закупок.
Анализ мирового опыта свидетельствует, что в экономически развитых странах управление процессами формирования и эффективного использования информационных ресурсов по государственным закупкам является одной из приоритетных функций правительства. Сведения о заключенных контрактах и отчёты об их исполнении составляют разветвлённую сеть общедоступных БД, интенсивно использующуюся не только государственными чиновниками, но и специалистами, работающими в сфере бизнеса, научно технических исследований и т.п.
Традиционная организация процесса государственных закупок является крайне неэффективной. У сотрудников государственных учреждений, ответственных за закупки, нет полного представления о наличии товаров, ценах, поставщиках, которые присутствуют на рынке. Информационный обмен между покупателями и поставщиками весьма затруднен.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются, как государственные заказчики, так и организаторы закупок:
— низкая эффективность процесса консолидации заявок по однотипной продукции, работам и услугам;
— большие трудозатраты на сбор и обработку заявок от получателей продукции;
— отсутствие возможностей оперативного анализа заявок бюджетных организаций;
— трудности в получении данных о текущей рыночной конъюнктуре;
— низкая информационная прозрачность торгов, что снижает конкуренцию среди поставщиков;
— малое число участников торгов;
— трудоемкость многокритериальной оценки предложений от участников торгов по сложным видам продукции, работ и услуг;
— сложность и низкая эффективность оперативного мониторинга исполнения множества разнотипных контрактов из-за отсутствия единого информационного поля процесса государственных закупок.
Наиболее эффективным способом организации торгово-закупочной деятельности государственных организаций является использование электронных торгово-закупочных площадок. Эти площадки способны обеспечить более эффективное взаимодействие между службами снабжения государственных учреждений и предприятиями-поставщиками.
Электронная торгово-закупочная площадка – электронная торговая площадка, обеспечивающая взаимодействие закупающих организаций с их контрагентами в процессе осуществления торгово-закупочной деятельности через электронные каналы связи.
Предпосылками, определившими возможность и эффективность, применения электронных торгово-закупочных площадок в сфере государственных закупок являются:
— сфера государственных закупок формируется и функционирует в условиях рыночной экономики, постоянно тесно взаимодействуя с субъектами рынка различных форм собственности;
— финансовые потоки, направляемые на государственные закупки централизованы посредством механизмов казначейского исполнения бюджета;
— необходимость повышения эффективности и информационной прозрачности данной сферы деятельности;
— объективное повышение требований к оперативности, достоверности и безопасности информационного обеспечения органов власти в процессе анализа, планирования, прогнозирования и контроля государственных закупок.
Переход на использование электронных торгово-закупочных площадок позволяет привлечь к конкурсам государственных закупок самый широкий круг поставщиков. Компьютеризация повышает эффективность и надежность всех этапов проведения конкурса. В частности, существенно удешевляются, ускоряются и упрощаются процедуры получения конкурсной документации, подачи и приема конкурсной заявки, передачи уточняющих вопросов к конкурсной комиссии и получения ответов на них. Конкурсная комиссия получает в свое распоряжение удобные средства систематизации и сравнения полученных заявок, процедура конкурсного отбора становится более четкой и строгой.
Система электронного снабжения государственных организаций должна обеспечивать:
— планирование закупок продукции (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд;
— регистрацию и ведение БД поставщиков (к работе на площадке допускаются только зарегистрированные поставщики);
— автоматическую обработку подрядов и поступающих заявок на участие в тендерах и аукционах;
— проведение тендеров и аукционов (на основе законодательных актов о порядке проведения закупок для государственных нужд);
— организацию взаиморасчётов;
— отслеживание счетов-фактур и платежей;
— предоставление информации всем заинтересованным сторонам, в том числе контрольным и финансово-ревизионным органам;
— формирование отчетных документов, а также интеграцию с ERP-системами или другими информационными системами управления участников торгов.
С помощью данной системы поставщики могут просматривать информацию о результатах аукционов или тендеров, прохождении счетов-фактур, текущих подрядах, выставленных на торги, контактную информацию государственного ведомства и т.п.
Основным способом закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд являются открытые конкурсы (торги, тендеры). То есть такие конкурсы, в которых могут принимать участие любые поставщики, заинтересовавшиеся опубликованным в СМИ объявлением о проведении закупок.
Информация, которую поставщики обязаны представить при регистрации на электронной торгово-закупочной площадке, должна содержать сведения о поставщике и его бизнесе, включая идентификационный номер налогоплательщика и данные для электронной платёжной системы. Информация о поставщике включает:
— реквизиты поставщика. Предоставляются самим поставщиком в центральную электронную регистратуру;
— необходимая банковская информация и информация налоговой инспекции о поставщике;
— информация, полученная в результате анализа всех контрактов, заключённых с поставщиком.
Интерес к электронным закупкам проявила такая известная организация как Всемирный банк. Среди прочего, это объясняется глобальной заинтересованностью Всемирного банка в борьбе с коррупцией. По вполне обоснованному мнению, создание системы электронных государственных закупок может существенно уменьшить возможности злоупотреблений при осуществлении государственных закупок, повысить вероятность обнаружения и прямого доказательства неправомерности тех или иных операций и усилить стимулы к честной конкуренции.
В начале 2005 г. был распространен проект документа Всемирного банка «Электронные государственные закупки», призванный стимулировать широкую дискуссию о путях и формах развития электронных государственных закупок.
В этом документе говорится о возможностях и направлениях развития электронных государственных закупок, роли государств в данном процессе, приведены основные понятия и состав системы электронных государственных закупок, подходы к выработке стратегии становления и развития электронных государственных закупок, позволяющие унифицировать эти процессы в мировом масштабе.
Некоторые из ключевых элементов, определённых в данном проекте:
— законодательные требования публичного уведомления о государственных заказах и замена печатной формы такого уведомления на электронную;
— технологические и функциональные стандарты для электронных рынков;
— нормы и рекомендации относительно функциональных процедур, правил участия в торгах и механизмов разрешения споров;
— функциональные процедуры рынка электронных государственных закупок, в частности, протоколы и оперативные действия, подтверждающие авторство, отправление и получение электронных документов, а также заключение действительных, имеющих силу контрактов.
Автор: Юрасов А.В. — Проректор по воспитательной работе и международному сотрудничеству, заведующий кафедрой электронной коммерции Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, доктор экономических наук, действительный член Академии Телекоммуникаций и Информатики.