Развитие сети Интернет привело к появлению новых информационно-коммуникационных систем – Рeer-to-Рeer. P2P – технология построения распределённой сети, где каждый узел может одновременно выступать как в роли клиента (получателя информации), так и в роли сервера (поставщика информации).

Peer-to-Рeer
Системы P2P делятся на две категории – централизованные и децентрализованные. В централизованных вся информация хранится на сервере системы, в децентрализованных – на компьютерах пользователей. При децентрализованном варианте система получает запрос о необходимой информации, анализирует, на каком узле сети есть эта информация, и если этот узел в данный момент находится в онлайне – обращается с запросом на получение информации к нему, иначе – ставит запрос в очередь.
Как правило, P2P-сеть состоит из равноправных узлов. Причём, каждый из них непосредственно взаимодействует лишь с некоторым подмножеством узлов сети, так как установление связи «каждый с каждым» невозможно из-за ограниченности ресурсов (как вычислительных, так и информационно-пропускных). При этом, передача информации между узлами, не связанными в данный момент непосредственно, может осуществляться как по своеобразной эстафете — от узла к узлу, так и путём установления временной прямой связи. Все вопросы маршрутизации и авторизации сообщений, передаваемых по эстафете, лежат не на едином сервере, а на всех участвующих в передаче узлах.
Ключевыми характеристиками P2P-систем являются:
— надёжность – устойчивость к сбоям, к отключению произвольного числа узлов сети;
— экономичность – отсутствие затрат на серверный комплекс;
— высокая производительность, которая обеспечивается более широкой полосой пропускания;
— управляемость – простота поддержания работоспособности системы, а также решения вопросов, связанных с обновлением контента;
— балансировка нагрузки;
— масштабируемость – сохранение работоспособности при изменении масштабов системы;
— широкие возможности по публикации контента.
Как любой мощный инструмент электронной коммерции, P2P-система многофункционален. Перспективность подобных систем не вызывает сомнений и возможное коммерческое применение охватывает практически все сферы, начиная с обмена коммерческой информацией, построения виртуальных предприятий, систем электронных взаиморасчётов, многоуровневого маркетинга и заканчивая распределёнными процессами вычислений, когда для решения сложной вычислительной задачи параллельно используются ресурсы всех участников сети.
Участие в большинстве P2P-систем бесплатно. Разработчики подобных служб получают доход от рекламы (так называемая AdWare – реклама, включенная в дизайн программы, когда определённая часть интерфейса программы занята баннерами, которые автоматически подгружаются из Интернета во время пользования системой), или от сбора и последующего использования полезной коммерческой информации (привычки пользователя, его ПО, маршруты движения по Сети – так называемое SpyWare).
О перспективности peer-to-peer технологий официально объявила фирма Intel – ведущий разработчик микропроцессоров для персональных компьютеров. В последнее время активно развиваются проекты обмена коммерческой информацией на основе P2P технологий. Появились проекты по распространению в электронном виде не только информации, но и ПО.
Хотя возможных направлений применения P2P-систем довольно много, наибольшее распространение в настоящее время получили только пять:
- Файловые обменные сети (от англ. file-sharing), например, Gnutella и т.п. В данном случае сети P2P выступают альтернативой FTP-архивам.
- Распределённые вычислительные сети, сортирующие работу по компьютерам участников системы, а затем собирающие результаты. Например, такие как SETI@HOME.
- Службы сообщений (Instant-messaging). Наиболее популярные приложения данного класса – ICQ и AIM. Данные системы основаны на общении в рамках виртуального сообщества (коммъюнити) пользователей, установивших у себя на компьютере определённую программу. В настройках этой программы пользователь указывает свои личные данные и то, с кем он хотел бы общаться (партнёры для общения выбираются на основе их личных данных).
- Сети групповой работы (P2P Groupware). Подобные распределённые приложения пока мало распространены. Одними из самых перспективных считаются Groove Network – сеть, предоставляющая защищённое пространство для деловых коммуникаций, и OpenCola – технология поиска информации и обмена ссылками на наиболее интересные источники, где в роли поисковой системы выступает не поисковая машина, а каждый из пользователей сети, что обеспечивает гораздо более высокую релевантность.
- Платежные системы на основе технологии электронных денег, где P2P-сеть образуется электронными кошельками пользователей.
Одной из основных проблем использования каждого распределённого приложения, в том числе peer-to-peer приложения, является проблема доверия. В распределённых приложениях уровень доверия – характеристика, которая определяет, какие требования к конфиденциальности при обмене данными и предоставлении доступа к ресурсам использовать с каждым из участников.
В небольших сетях достижение доверия – простая задача, поскольку участники знают друг друга. В тех из них, где используется система реальных имен, доверие может быть достигнуто теми же социальными механизмами, что и в реальной жизни. С ростом сети растёт и проблема достижения доверия. У участников сети нет уверенности в том, что их партнёры именно те, за кого себя выдают.
Перспективы использования P2P-систем весьма значительны. Эти технологии активно используются в интернет-трейдинге. Другой областью применения технологии P2P могут стать интернет-аукционы. Вместо того чтобы хранить и передавать всю информацию об определённых лотах, интернет-аукционы могут использовать свои сервера только для хранения метаданных лота, оставляя детали на компьютере пользователя. В этом случае сайты интернет-аукционов могли бы сконцентрироваться на функционировании аукционов и хранении данных обратной связи пользователей, без перекачивания больших объёмов информации о деталях лота, включая его графические изображения.
Таким образом, обновление данных о выставленных лотах может быть практически мгновенным, целостность картины лота значительно увеличится, а сам процесс покупки существенно упростится. Продавец дома из Новой Зеландии не будет перед началом торговли закачивать все графические изображения комнат на сайт интернет-аукциона в Европе, а возможные покупатели из той же Новой Зеландии не будут, соответственно, скачивать всю информацию с европейского сайта. Сайт интернет-аукциона будет организовывать прямое информационное взаимодействие участников торгов.
Автор: Юрасов А.В.