Задачи построения электронного правительства

Технологии электронного правительства могут обеспечить гражданам и частным компаниям удобный и быстрый доступ к услугам государственных организаций, который они могут получить из дома, с работы или любого другого места с помощью разнообразных устройств. Используя интернет-порталы, правительства могут предоставить населению единую точку доступа ко всем государственным услугам, за которой скрывается сложная инфраструктура взаимодействия государственных служб между собой.

Электронное правительство должно решать ряд взаимосвязанных задач:

—                   координацию и администрирование взаимодействия между различными государственными структурами;

—                   организацию доступа граждан к обслуживанию их государственными органами (получение пенсий, пособий, стипендий, паспортное обслуживание, здравоохранение, образование и т.д.);

—                   организацию взаимодействия структур власти и бизнеса (государственные закупки, выдача лицензий, патентов, уплата налогов, управление государственной собственностью, разработка и реализация программ развития экономики и т.п.);

—                   выдачу гражданам любой связанной с деятельностью правительственных органов информации, включая информацию личного характера (например, порядок начисления пенсии для данного пенсионера), доступную благодаря использованию систем ЭЦП для идентификации пользователя, запрашивающего конфиденциальную информацию;

—                   создание форм правления с б?льшим участием граждан и т.п.

—                   обеспечение равной доступности социальных и культурных благ вне зависимости от места проживания гражданина;

—                   обеспечение полного охвата населения правительственными услугами;

—                   преодоление информационного неравенства;

—                   обеспечение трекинга (отслеживание статуса) документов, посылаемых в государственные структуры, позволяющего в любой момент узнать, в каком статусе (как и кем рассматривается, какие решения по данному документу приняты), где находится данный документ;

—                   расширение спектра предоставляемых государственными учреждениями услуг;

—                   реформирование высокозатратных структур государственной власти;

—                   радикальное улучшение качества использования информации в рамках всего общества.

Одним из наиболее важных элементов концепции информационного общества, обеспечиваемым механизмами электронного правительства, является прозрачность деятельности государственных учреждений и процессов взаимодействия с ними, будь то государственные тендеры, лицензирование коммерческой деятельности или просто общение государственного чиновника с гражданином.

Диалог населения с государственными служащими по Интернету позволяет более рационально организовать взаимодействие власти и граждан – исчезает необходимость вести непосредственный контакт в установленные часы в присутственном месте, общение может осуществляться по сети Интернет круглосуточно в любое время. Деятельность и конкретные решения федеральных министерств, ведомств и местных органов власти становятся более понятными и подконтрольными, одним из результатов этого становится укрепление стабильности в стране.

В силу объективных причин чиновники менее всего заинтересованы в автоматизации, документирующей и раскрывающей их деятельность, поскольку отсутствие прозрачности позволяет им избегать персональной ответственности, а в ряде случаев (расходование государственных средств, регулирование бизнеса и т.п.) создает благоприятную почву для злоупотреблений и коррупции.

Для устранения таких возможностей необходимо предоставить предприятиям доступ к электронным формам осуществления налоговых и других платежей, предоставления налоговой отчётности, а также к системам электронных государственных закупок, регистрации товарных знаков или патентов, получения информации о различных правительственных программах поддержки и развития бизнеса и участию в этих программах, льготным схемам кредитования и т.п.

Взаимодействие с государственными органами посредством технологий интернет-коммерции повышает конкурентоспособность частных компаний, упрощает официальные процедуры взаимодействия с правительством и даёт компаниям возможность уменьшить затраты на документооборот.

С помощью интернет-портала любой гражданин может принять участие в управлении государством – высказать свое мнение о происходящем в стране, предложить поправки к законопроектам и т.д.

Партнёрство между государственным и частным сектором создает возможность повысить качество и расширить спектр услуг, предоставляемых на правительственных порталах. Частные компании получают возможность интегрировать собственные продукты и услуги с государственными услугами. Например:

—                   налоговое ведомство и компании, разрабатывающие бухгалтерское ПО, могут, на основе существующих между ними взаимоотношений, предоставлять дополнительные услуги гражданам и частным компаниям, которые заполняют налоговые декларации по Интернету;

—                   при покупке авиабилета на международный рейс через Интернет паспорт с истекшим сроком действия может автоматически продлеваться, вместе с автоматической подачей заявления на получение въездной визы в страну назначения;

—                   появляется возможность приобрести лицензию на ношение оружия не на государственном веб-узле, а у интернет-продавца, специализирующегося на торговле охотничьим снаряжением, или на коммерческом интернет-портале для охотников.

В числе других примеров будущих электронных транзакций граждан с государством можно назвать получение гражданами и частными компаниями разрешений, патентов и лицензий, продление водительских удостоверений, подачу заявлений на получение паспортов и виз, регистрацию автомобилей, запись детей в школу, регистрацию новорожденных, получение свидетельств о смерти близких и т.п.

 

Автор: Юрасов А.В. — Проректор по воспитательной работе и международному сотрудничеству, заведующий кафедрой электронной коммерции Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, доктор экономических наук, действительный член Академии Телекоммуникаций и Информатики.

Теги по теме:
Автор:

Может быть интересно

Смотрите также

Глоссарий 22.03.2013

Агрегатор

Агрегатор – электронная торговая площадка, обеспечивающая проведение закупок «в один приём». Агрегатор…
Глоссарий 30.05.2013

Онлайновый ресурс

Онлайновый ресурс – ресурс, доступ к которому осуществляется в режиме реального времени посредством компьютера,…