Требования к автоматизированной системе управления

Ресторанная система включает ряд автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединенных между собой. Обычно это АРМ официанта, бармена, кассира, менеджера, бухгалтера. При этом компьютер в «чистом виде» обычно использует только менеджер или бухгалтер, остальные рабочие места должны:

1.совмещать в себе функции кассового аппарата и компьютера;

2.допускать выбор среди множества моделей специализированной периферии: совместимых POS-терминалов, кассовых и кухонных принтеров, фискальных устройств, денежных ящиков, устройств считывания пластиковых карт и др.;

3. обеспечивать связь между залом и производством, видео и аудиоконтроль за объектом, контроль по телефонной линии.

Все оборудование АСУ можно разбить на две группы: рабочие станции и принтеры.

Рабочие станции

Основой аппаратно-программных комплексов автоматизации являются рабочие станции, объединенные в сеть. Рабочие станции устанавливаются в точках продаж и в местах, где вводится заказ и (или) осуществляется оплата.По функциональному признаку рабочие станции в ресторане могут принадлежать официанту, бармену, кассиру, менеджеру. Техническая реализация рабочей станции зависит от типа ресторана и должна отвечать требованиям функциональности рабочего места. Сначала рабочими станциями были электронные (компьютеризированные) кассовые аппараты. Все кассовые аппараты в соответствии с требованиями налоговой инспекции РФ должны быть оснащены энергонезависимой памятью (так называемой фискальной памятью) и входить в Государственный реестр контрольно-кассовых машин.

Появление пластиковых карт вызвало необходимость модернизации кассовых аппаратов — они были дополнены считывателями магнитных карточек (или электронных таблеток). Необходимость работы модернизированных компьютеризированных кассовых аппаратов с базами данных привела к появлению терминалов POS (Point of Sale -точка продажи). POS-терминал объединяет в себе функции кассы и компьютеризированного места и представляет, собой специализированный компьютер ШМ PC с процессором Pentium, с дисплеем покупателя и дисплеем кассира, со специализированной периферией, включающей денежный ящик, фискальный модуль, устройство считывания пластиковых карт, принтер кассового чека и др.

POS-терминалы должны быть достаточно удобными для взаимодействия с дополнительным программным обеспечением, которое помогает эффективно решать вопросы контроля за службой питания: контролировать сотрудников, работу с наличными и кредитными картами, задействованные площади и др.

Наиболее часто POS-терминалы используют официанты. POS-терминал может иметь настольное/настенное крепление или быть мобильным.

Западные ресторанные системы и российские комплектуются по-разному исполненными рабочими станциями.

Виды рабочих станций:

— станция официанта — специализированный ШМ РС-совместимый компьютер со считывателем магнитных карт или мобильный терминал:

PCWS Low Profile — терминал с горизонтальным расположением экрана;

PCWS Adjustable — терминал с изменяющейся плоскостью расположения экрана для достижения наиболее удобного уровня освещения

Технология работы:

Официант с помощью стационарного или мобильного терминала вводит коды заказанных товаров или выбирает их из меню, видимого на экране. Официант может принять несколько заказов на различных столах, показать счет клиенту, закрыть счет.

Заказ автоматически поступает на кухню и распечатывается на кухонных принтерах.

После приема заказов официант подходит к обычному кассовому аппарату, который печатает чеки заказов на кухню (нефискальные) и фискальный чек с перечислением проданных товаров (на закрытый стол).

Для распечатки счетов гостей в кафе, фаст-фудах, в барах могут устанавливаться рулонные принтеры, которые дополнительно используются для печати специализированных отчетов.

По предъявлении чеков заказов официант получает блюда с кухни.

Принтеры

— принтеры рулонной печати (Roll) — для печати кассовых отчетов. Также могут быть использованы в качестве чековых принтеров на станциях кассира и бармена

— удаленные принтеры (Stand alone, Remote) рулонной печати — для печати заказов в подразделениях (кухня, бар).

Дисплей покупателя (Customer display).

используется в качестве дополнительного одного устройства на станциях бармена (в концептуальных ресторанах) и на станциях кассира (в ресторанах быстрого обслуживания). На нем отображается вся текущая информация по счету, а также итоговая сумма по счету и сумма сдачи.

Сравнение систем автоматизации от различных разработчиков возможно только по полной стоимости проекта, включая сопутствующие услуги, программное обеспечение, обслуживание на квартал и т. д. Причем необходимо сравнивать системы одного класса и одинаковой конфигурации. Не нужно стесняться спрашивать у менеджеров фирм-конкурентов, почему у другой компании есть такой-то модуль в конфигурации, а у них нет и наоборот.

Стоит ли покупать недорогую систему, которая имеет определенные ограничения? Да, если эти ограничения устраивают ресторатора. Различие между дорогими, средними и дешевыми системами такая же, как между «Мерседесом», «Дэу» и «Окой» — все машины ездят, но различаются по скорости, степени комфорта, классу, периоду техобслуживания. Поэтому не стоит покупать систему, стоимость которой больше годового оборота ресторана — она не окупится и за пять лет. Не стоит в нормально функционирующий ресторан брать систему, рассчитанную на работу двух-четырех официантов, — при повышенной нагрузке в часы пик она будет только мешать. Если владелец ресторана не знает, какой трафик клиентов следует ожидать, скажем, через год, то следует выбрать масштабируемую систему и заранее поинтересоваться, во что обойдется увеличение ее мощности.

Компьютерные системы можно покупать и устанавливать по частям. Однако окончательную конфигурацию решения в будущем следует определить заранее и сразу проложить все необходимые кабели. Если фирма-поставщик системы не возражает, то лучше проложить кабели силами служб ресторана, но с приемкой данной фирмы, — это обойдется гораздо дешевле.

Также важно знать, каким образом обеспечивается безопасность хранения данных, как можно защитить конфиденциальные данные, возможно ли обнаружить исправление данных злоумышленником, какие расширения в системе будут реализованы в ближайшее время, возможен ли контроль за объектом по телефонной линии, увеличение числа объектов и торговых залов и т. д.

Чтобы сделать правильный выбор, необходимо учесть, «заточено» ли решение под требования ресторанной индустрии. Внедрение систем, не являющихся отраслевыми, потребует дополнительной настройки под конкретное предприятие. В итоге может оказаться, что программный продукт ориентирован не на бизнес, а скорее наоборот: бизнес необходимо подстраивать под конкретное ПО.

Не стоит также забывать о том, что система автоматизации служит не только для уменьшения объема ручного труда, но и для анализа результатов этого труда. Помимо автоматизации текущих бизнес-процессов ресторатор должен помнить о том, насколько выбранная система ограничит возможности развития предприятия в будущем. При выборе решения важно не допустить возникновения ситуации, когда возможности бизнеса перерастут возможности выбранной системы, и потребуется ее модернизация или замена. Главное правило — автоматизируя сегодня, не забудь о том, что будет завтра.

Особым фактором при выборе ПО является и наличие сервисных служб поблизости от объекта   автоматизации. Часто встречается такая ошибка: ресторатор желает использовать уже существующее у него торговое оборудование, однако оно может быть морально или физически устаревшим. Медленно работающие официантские станции и постоянно ломающиеся, отжившие свой век фискальные регистраторы не добавят шарма заведению в глазах посетителей. Также может оказаться, что уже реализованные в выбранной системе функции ресторатор не сможет использовать, поскольку устаревшее торговое оборудование просто их не поддерживает.

Автор:

Может быть интересно

Смотрите также

Глоссарий 30.05.2013

Переход

Переход – завершенный процесс перемещения пользователя  по ссылке на сайт рекламодателя (в отличие от…