Электронная коммерция может вестись на различных уровнях, начиная с простого представительства компании в Сети до электронной поддержки совместной деятельности, осуществляемой несколькими компаниями (например, аутсорсинг или виртуальное предприятие).
Электронная коммерция, по своей сути, имеет глобальный характер. На интернациональном уровне, по сравнению с внутринациональным, электронная коммерция усложняется такими факторами, как различия в налогообложении, таможенных сборах, правилах банковской деятельности и т.п.
В зависимости от участников электронных взаимоотношений электронная коммерция подразделяется на сектора. Основными секторами являются:
— B2B (от англ. business to business, бизнес для бизнеса) – сектор взаимодействия между юридическими лицами, организациями;
— B2С (от англ. business to customer, бизнес для потребителя) – сектор взаимодействия между юридическими и физическими лицами;
— B2G (от англ. business to government, бизнес для правительства) – сектор взаимодействия между юридическими лицами и государственными организациями;
— С2С (от англ. customer to customer, потребитель для потребителя) – сектор взаимодействия между физическими лицами;
— G2С (от англ. government to customer, правительство для потребителя) – сектор взаимодействия между государственными организациями и физическими лицами.
Примечание. Субъект, определённый первой буквой аббревиатуры, выступает в качестве продавца или стороны оказывающей услуги.
Другие сектора: С2В, G2G, С2G, G2В, включая тех же участников, отличаются только характером их взаимодействия.
Ниже представлены разновидности отношений участников электронной коммерции.
Таблица 1
Модели отношений между участниками процесса электронной коммерции
(Business – бизнес) | (Customer –потребитель) | (Goverment – правительство, власть) | |
(Business – бизнес) | Бизнес – бизнесу (В2В):торгово-закупочные площадки:электронные витрины и каталоги;электронные торговые ряды; |
электронные магазины;
электронные биржи;
электронные аукционы;
отраслевые торговые площадки;
электронные рынки.
системы управления закупками (e-procurement);
системы полного цикла сопровождения поставщиков (SCM);
системы управления распределением (e-distribution);
системы полного цикла сопровождения клиентов (CRM);
аутсорсинг;
электронные платёжные системы;
виртуальные предприятия;
системы интернет-трейдинга;
интернет-инкубаторы;
интернет-реклама;
системы мобильной коммерции;
системы страхования и перестрахования.Бизнес – потребителям (В2С):торговые ряды;электронные витрины и каталоги;электронные магазины;
электронные аукционы;
интернет-трейдинг;
электронные платёжные системы;
интернет-страхование;
системы телеработы;
системы вирусного маркетинга;
интернет-реклама;
спонсорские программы;
дистанционное образование;
интерактивное телевидение;
электронные СМИ;
туристические и прочие услуги.Бизнес – власти (B2G):участие в электронных торгах по закупке продукции для государственных нужд;выполнение государственных заказов;
Предоставление налоговой, статистической, таможенной и др. отчётности(Customer –потребитель)Потребители – бизнесу (С2В):частные услуги;участие в опросах и др. рекламных акциях;участие в партнёрских и спонсорских программах. Потребители – потребителям (С2С):доски объявлений;интернет-аукционы;системы Р2Р;
системы вирусного маркетинга;
системы многоуровневого маркетинга. Потребители – власти (C2G):участие в выборах;уплата налогов, сборов, штрафов;представление участие в опросах общественного мнения;
заявок, жалоб и др. обращений граждан(Goverment – правительство, власть)Власть – бизнесу (G2B):системы распределения государственных заказов;обеспечение контакта с налоговыми, таможенными органами, органами государственной сертификации и лицензирования, администрациями и т.д.;юридические и информационно-справочные службы, в т.ч. геоинформационные системы. Власть – потребителям (G2C):системы социального обслуживания (выплаты, пособия, льготы и т.п.);системы коммунального обслуживания;юридические и информационно-справочные службы, в т.ч. геоинформационные системы. Власть – власти (G2G):автоматизированные системы сотрудничества в таможенной, налоговой, правоохранительной сферах и т.д.информационно-справочные службы, в т.ч. геоинформационные системы
Автор: Юрасов А.В. — Проректор по воспитательной работе и международному сотрудничеству, заведующий кафедрой электронной коммерции Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, доктор экономических наук, действительный член Академии Телекоммуникаций и Информатики