Структура электронного правительства

Портал электронного правительства может предоставлять гражданам доступ к календарю местных событий, пресс-релизам, онлайновым службам новостей, имеющимся вакансиям, онлайновым справочникам, с помощью которых можно определить, к какому именно государственному чиновнику надо обращаться по конкретному вопросу и как с ним связаться. Благодаря этому достигается справедливый и ориентированный на нужды граждан подход к предоставлению государственных услуг.

Структура информационной системы государственных органов управления должна сочетать в себе технологии:

—                   интранет – для эффективной совместной работы государственных служащих;

—                   Интернет – общедоступные сервера, предоставляющие доступ к государственным услугам;

—                   контакт-центры – совмещенные с Сетью телефонные call-центры, позволяющие интегрировать услуги для тех, кто не имеет постоянного доступа в Интернет;

—                   почтовую службу – для рассылки материалов в письменной форме (извещения, страховые полисы и т. п.).

Используя модель правительственного портала, государственные организации могут предоставлять любой категории граждан комплексные, персонализированные услуги и информацию в соответствии с их интересами.

Сервер государственных служб должен обеспечивать выполнение четырёх главных функций:

1) регистрация. Служит начальным механизмом, обеспечивающим безопасный доступ к системе. Здесь осуществляется сбор и проводится проверка правильности информации о пользователе. Зарегистрировавшись, пользователь подписывается на доступные для него услуги;

2) «подтверждение личности» пользователя. Строится на базовых средствах безопасности и расширяет их на сферу практического использования системы. Это предполагает проведение аутентификации пользователя и обеспечение различных уровней безопасности, зависящее от важности производимой операции. Для этого используются различные технологии, начиная от простого идентификационного номера (ПИН-код), электронных цифровых сертификатов, и заканчивая более сложными технологиями (идентификации по голосу, сканировании сетчатки глаза и т.п.);

3) предоставление доступа к услугам. После того, как был пройден этап аутентификации, данные об интересующей пользователя операции направляются в одну из служб электронного правительства для обработки. Затем пользователь получает ответ на свой запрос;

4) обеспечение «обратной связи». Позволяет гражданину получить информацию о ходе рассмотрения его обращения, выяснить, какому чиновнику поручено заниматься решением данного вопроса и, при необходимости, обращаться к данному чиновнику напрямую через механизмы электронной почты, телеконференций или записаться на приём. Важная задача, решаемая в рамках реализации «обратной связи» – оперативное информирование граждан об обстоятельствах, имеющих первостепенное значение в их повседневной жизни, а также получение жалоб на нарушение прав граждан.

На основе технологий электронного правительства у государственного сектора появляется возможность для более качественного и оперативного выполнения своих обязанностей в следующих стратегических областях:

—                   выполнение основных государственных функций. Как отдельные люди, так и частные компании могут непосредственно взаимодействовать с государственными структурами, заполняя различные формы, подавая налоговые декларации и даже голосуя по Интернету;

—                   управление взаимоотношениями с гражданами. Многие государственные службы, используя ИТ (например, CRM-системы), могут оказывать комплексные услуги и лучше «понимать» потребности граждан;

—                   управление знаниями. Экспертные системы на основе искусственного интеллекта и интернет-технологий позволяют повысить качество административной работы и сократить сроки её выполнения, автоматизировать обработку накапливаемой информации;

—                   управления государственными ресурсами. Годовой бюджет является ключевым инструментом выполнения практически всех стратегических задач государства. Весь бюджетный цикл – включая планирование, утверждение, реализацию, учёт денежных расходов и поступлений, а также закрытие счетов на конец года – должен поддерживаться единой интегрированной системой управления.

Если автоматизация работы государственных служб получит соответствующее развитие, то, в перспективе, принятие важных законов можно будет осуществлять путем всеобщего тайного волеизъявления на федеральном правительственном портале. Там же каждый гражданин, неудовлетворённый каким-либо законом, сможет зарегистрировать свое мнение, и, при накоплении определённого числа отрицательных откликов, такой закон будет автоматически включён в повестку дня законодателей.

Информационное взаимодействие в секторе B2G может стать эффективным оружием в борьбе с коррупцией.

Без большого преувеличения можно сказать, что в случае успешного претворения в жизнь концепции электронного правительства изменится и сама природа власти.

Однако следует отметить, что в области электронной коммерции сектора B2G существуют трудно решаемые проблемы. Например, конфиденциальная информация, собираемая частными компаниями по заданию правительства, должна быть соответствующим образом защищена от незаконного её использования: частная компания, обеспечивающая выполнение функций платёжной системы во взаимоотношениях государства с гражданами и хозяйствующими субъектами, должна быть лишена возможности незаконного использования информации о платежах.

Эти трудности, впрочем, не являются специфическими для государственного сектора. Но в случае оказания посреднических услуг в процессе взаимодействия между государственными организациями и гражданами этот вопрос становится политическим и этическим. Доступ компаний посредников к частной информации граждан, зависимость государства от частных компаний, некоторые из которых вполне могут перейти в собственность иностранных инвесторов – все эти вопросы требуют своего решения.

 

 

Автор: Юрасов А.В. — Проректор по воспитательной работе и международному сотрудничеству, заведующий кафедрой электронной коммерции Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, доктор экономических наук, действительный член Академии Телекоммуникаций и Информатики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *