Значение предметных олимпиад и конкурсов

До 2009 года в России преобладало авторитарное образование. Основополагающей концепцией данной методики было обучение школьника при непосредственном участии педагога. Главный принцип такого обучающего процесса заключался в первичности преподавания по отношению к учению.

Изменение общеобразовательного процесса

Стержнем педагогики, ориентированной на личность (по новым образовательным   стандартам) стал постоянный поиск современных методов, способствующих развитию личности учащегося. Главной формой обучающего процесса сегодня являются олимпиады и конкурсы различных направлений. Данный метод обучения существенно отличается от традиционных тестов, дающих возможность преподавателям проверить степень усвоенных знаний, способностью решать задачи как образовательные, так и воспитательные.

Особенность подготовки к конкурсам и олимпиадам

Личностно – ориентированное направление в образовании при помощи таких мероприятий, как олимпиады и конкурсы, дают возможность не только выявить интеллектуалов, но и сформировать просвещенный потенциал будущего страны во всех видах деятельности: производственной, профессиональной, предпринимательской, научно-исследовательской и административной. Есть специализированные сайты, которые предоставляют информацию об актуальных олимпиадах, например:

Данные шаги позволяют оценить образовательные достижения учащихся, при этом предоставляют им широкое поле деятельности в познавательных соревнованиях. Здесь школьники учатся творчески применять полученные знания, умения. Демонстрируют свои способности, творческое мышление, эрудицию в определенной области, а также, нестандартное отношение к решению заданий повышенной сложности.

Принципы интеллектуальных соревнований

Результат будет положительным лишь в случае партнерских отношений между учителем и учениками и действенным, если придерживаться некоторых правил.

  • Обеспечение условий к проявлению самостоятельности. Ученик, приобретает в этом случае навыки самоуправления, усидчивости и избирательного отношения к изобилию информации. В данной ситуации наставник лишь контролирует действия школьника, помогает и направляет.
  • Эффективной формой в подготовке является принцип активизации знаний. Все конкурсные задания строятся с учетом полученных знаний, при постоянной работе над расширением кругозора участника в конкретной области. Анализируя материалы прошедших олимпиад, дополняя их новыми сведениями, ученики успешно проходят этап подготовки к соревнованиям.
  • Успешно выступить в олимпиаде поможет подготовка, во время которой используется метод опережения сложности. Такой подход придает участнику веру в себя, раскрепощает в интеллектуальном смысле, помогает успешно реализовываться.
  • Важным правилом является проведение анализа результатов предыдущих конкурсов и олимпиад. Во время разбора обязательно выявляются недостатки и упущения и учителя, и учеников. Ставятся новые задачи, подбираются пути их решения.
  • Индивидуальный подход к ученику во время подготовки и во время проведения олимпиады, обязателен. Дело в том, что данное действо, по сути своей, является аналогом экстремальной ситуации. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. Важно, чтобы и организаторы, и учителя учитывали психологические особенности и отличительные характеристики каждой возрастной группы конкурсантов. Ведь, многие школьники впервые попадают в, отличные от классных, условия работы. Сталкиваются с ситуацией, когда приходится в сжатые сроки принять конкретное (возможно, нестандартное) решение необычных вопросов и задач.

Всем знакомое изречение по поводу соревнований, уходит в прошлое. Каждый, кто решил принять участие в каком-либо конкурсе, или олимпиаде, ставит перед собой определенную цель. Но не могут быть победителями все сразу, однако все участники получают свидетельства, награждения, дипломы. С психологической точки зрения, это помогает ребенку сформировать правильную самооценку, определиться в выборе профессии. К тому же, эти награды – замечательное дополнение к характеристике учащегося и к его аттестату.