Особенности школьных учебников по новым образовательным стандартам

С введением в образовательную программу школьников новых государственных федеральных образовательных стандартов стало необходимым изменение содержания учебных материалов для школьников. Новые учебники разрабатываются и изменяются каждый год. Внесение изменений происходит постепенно под руководством специалистов и исследователей в области образования. Новые учебники содержат задания, направленные на развитие умения работать с информацией. Информация представлена в самых разных видах.

Присутствуют задания, направленные на развитие коммуникативных умений, когда предлагается учащимся именно обсудить какие-то вопросы, провести дискуссию, готовить выступление и потом выступить с каким-то сообщением. Также есть задания, направленные на развитие общих мыслительных умений и навыков, способностей самостоятельно планировать пути решения какой-то конкретной задачи.

Разработчики новых учебных материалов надеются, что эти новые задания в определенной степени помогут и учителям, и ученикам лучше ориентироваться и более продуктивно организовать сам учебный процесс. Хотелось бы подчеркнуть то, что надо усилить самостоятельную познавательную деятельность учащихся, проводить всероссийские дистанционные олимпиады постараться, чтобы учащиеся сами добывали определенную информацию и переводили их в знания, работали самостоятельно, постоянно общались друг с другом в ходе дискуссии и обсуждения различных вопросов.

Но мы с вами прекрасно понимаем, что перевести полностью всё на самостоятельную познавательную деятельность учащихся невозможно, на это времени недостаточно. Да и далеко не все вопросы целесообразно учащимся изучать самостоятельно, если они носят чисто репродуктивный характер. Поэтому одна из задач учителя чётко определить это соотношение, какой материал он будет давать учащимся в готовом виде, а какие вопросы надо вынести на самостоятельное изучение. Необходимо постараться подвести учащихся к тому, чтобы они самостоятельно сделали необходимые выводы.

В предыдущих учебниках для каждой темы, начиная с введения, даются темы для дискуссии и обсуждения, для того чтобы учителям легче было организовать эти дискуссии и обсуждения, даются примерные темы. Это не значит, что именно только эти темы могут обсуждаться на уроках. Учителя могут разобрать какие-то свои темы, внести темы, которые волнуют учеников класса, возможно какие-то проблемы и ситуации региона, где проходит обучение, наиболее общие темы, которые касаются всех регионов, которые наиболее доступны для обсуждения.

В новых учебниках разработчики постарались предложить целый ряд памяток, чтобы ученику легче было работать. В первую очередь, это памятки, связанные и направленные на самостоятельную деятельность. Такие памятки помогают обратить внимание учеников и учителя на последовательность проведения этих этапов в своей деятельности, для того чтобы получить хороший результат, лучший результат олимпиады по математике или английскому языку, и в ходе подготовки проектов, ходе проведения какого-то исследования уделили очень большое внимание уже начиная с пятого класса и практически даже начальных классов.