Преимущества использования электронных систем государственных закупок

Использование электронной закупочной площадки позволяет создать конкурентную среду проведения тендеров за счёт обеспечения необходимой открытости для всех участников торгово-закупочного процесса, широких возможностей по привлечению новых поставщиков и более эффективного проведения тендеров.

Это даёт возможность оптимизировать процессы материально-технического снабжения и значительно снизить трудозатраты государственных органов на осуществление закупочной деятельности и привлечение новых поставщиков. Руководство государственных учреждений получает эффективный инструмент для анализа всех торгово-закупочных процессов.

Организация торгово-закупочной деятельности государства с помощью специализированной электронной площадки позволяет получить ощутимые выгоды и преимущества:

—                   снижение средних закупочных цен за счет увеличения числа участников конкурсов и конкуренции между ними за получение государственного заказа на 10-20%;

—                   расширение объёма публикуемой информации о процедурах и результатах государственных закупок. Усиление контроля над закупочной деятельностью со стороны руководства и общества, повышение «прозрачности» всех торгово-закупочных процессов;

—                   создание нового механизма закупок, тесно увязанного с управлением складскими запасами и отличающегося эффективным планированием (по номенклатуре, объемам и срокам поставки) и обеспечением бесперебойности поставок;

—                   получение консолидированной информации о закупках и исполнении договорных обязательств, благодаря формированию БД, содержащих сведения о процессах государственных закупок, заключённых контрактах на государственные закупки и результатах их исполнения;

—                   экономия бюджетных средств за счет объединения заявок от получателей однородной продукции и осуществления крупно-оптовых закупок;

—                   сокращения числа конкурсов за счет возможности формирования консолидированных лотов по одной номенклатуре;

—                   мониторинг результатов торгов, состава и характеристик поставщиков продукции (услуг) для государственных нужд;

—                   прогнозирование потребности в товарах (работах, услугах) на краткосрочный и среднесрочный периоды;

—                   информатизация процессов государственных закупок, внедрение электронного документооборота, средств электронных коммуникаций внутри и между государственными учреждениями;

—                   сокращение организационных затрат на проведение конкурсов за счет кардинального снижения числа рутинных операций по ручной обработке данных и появления возможности использования уже созданных и сохраненных электронных документов и материалов, что приводит к снижению транзакционных издержек на 25-75%;

—                   ускорение процедур проведения конкурсных торгов.

Организация конкурсных торгов по закупкам для государственных нужд

Сложившаяся в настоящее время в России система государственных закупок в известной мере отвечает требованиям рыночной экономики. В соответствии с действующим законодательством основным способом закупки продукции для обеспечения государственных нужд являются открытые конкурсные торги, что продиктовано реализацией принципов открытости, информационной прозрачности и способствует созданию конкуренции среди поставщиков.

Это означает, что если нет особых обстоятельств, не позволяющих использовать открытый конкурс, товары и услуги должны закупаться на открытом конкурсе. Такими обстоятельствами могут быть:

—                   отсутствие развитой рыночной инфраструктуры (на рынке всего 3-5 поставщиков, которые могут поставить требуемую продукцию, и они известны заказчику);

—                   специфические особенности объекта закупки – консультационные услуги, НИОКР, технически сложные товары или работы (заказчик не в состоянии составить достаточно подробные технические спецификации или не считает это целесообразным, и в этой связи ему необходимо провести переговоры с поставщиками продукции);

—                   закупка на незначительную сумма (расходы на организацию и проведение конкурса превысят экономию от получения более выгодных условий поставки);

—                   закупки продукции для нужд национальной безопасности в части, составляющей государственную тайну (ограниченный круг поставщиков и требования к секретности закупки);

—                   срочные закупки (при возникновении различного рода чрезвычайных ситуаций).

К преимуществам открытого конкурса обычно относят:

—                   создание оптимальных условий для конкуренции между поставщиками продукции и, как следствие, возможность получения наилучших условий приобретения продукции (низкие цены, выгодные условия поставки или платежа и т.п.);

—                   высокая степень гласности при проведении конкурса, позволяющая устранить предпосылки для коррупции;

—                   создание новых каналов поставки продукции;

—                   содействие развитию рыночной инфраструктуры, повышению общего уровня конкуренции на рынке.

К недостаткам открытого конкурса можно отнести длительность процедуры закупки (обычно не менее 2-3 мес.) и необходимость осуществления определенных расходов на организацию и проведение конкурса.

Простейшая схема проведения открытого конкурса выглядит следующим образом.

Государственный заказчик разрабатывает конкурсную документацию и публикует в СМИ объявление о проводимом конкурсе. Согласно существующему в России законодательству, от момента публикации объявления до окончания представления конкурсных предложений должно пройти не менее 45 дней. В течение всего этого срока государственный заказчик раздает или продает поставщикам конкурсную документацию и принимает от них конкурсные заявки.

Конкурсная документация, как обязательный элемент конкурсных закупок, разрабатывается заказчиком для разъяснения участникам требований к конкурсной заявке для конкретного конкурса и имеет своей целью:

—                   проинструктировать участников конкурса о процедурах проведения конкурса, требованиях заказчика к закупаемым товарам (работам, услугам), составе и порядке представления информации, правах и обязанностях сторон;

—                   предоставить участникам необходимую информацию о порядке и формах закупки продукции, работ и услуг;

—                   проинформировать участников о критериях и порядке оценки конкурсных предложений;

—                   определить условия исполнения государственного контракта.

Поставщик, для участия в конкурсе, приобретает у государственного заказчика конкурсную документацию. Далее он вправе направить государственному заказчику запрос на уточнение неясных для него условий. Государственный заказчик обязан, в фиксированные сроки, отвечать на подобные запросы. Согласно действующему в России законодательству, ответ рассылается не только поставщику, задавшему вопрос, но и всем остальным участникам конкурса.

Приняв решение об участии в конкурсе, поставщик составляет конкурсную заявку по форме, предложенной в конкурсной документации. Заявка подаётся в запечатанном конверте, который не может быть вскрыт до момента непосредственного проведения конкурса. Таким образом, ни поставщики, ни государственный заказчик до последнего момента (до публичного вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе) не знают состава участников конкурса.

Государственный заказчик обязан оповестить всех участников конкурса о месте и времени вскрытия конвертов. Как правило, конверты вскрываются в момент истечения времени приёма конкурсных заявок. Вскрытие конвертов проводится публично, на этой процедуре имеют право присутствовать представители всех участников конкурса.

Вскрыв конверты, государственный заказчик анализирует поступившие заявки и определяет победителя конкурса. С победителем заключается государственный контракт на поставку продукции. Информация о результатах конкурса высылается всем его участникам.

Существующее в России законодательство предполагает, что все перечисленные выше действия по проведению конкурса опираются на «бумажный» документооборот. Сложившаяся практика также в основном ориентирована на бумажные потоки документов, циркулирующих между государственным заказчиком и поставщиками. Однако отдельные элементы электронных торгов постепенно пробивают себе дорогу.

 

Автор: Юрасов А.В. — Проректор по воспитательной работе и международному сотрудничеству, заведующий кафедрой электронной коммерции Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, доктор экономических наук, действительный член Академии Телекоммуникаций и Информатики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *