Понятие электронного правительства (E-Government)

Распространение высоких жизненных стандартов – одна из главных целей государства в информационном обществе. Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в процессы взаимоотношений государственных органов с населением позволяет каждому жителю значительно упростить это взаимодействие, сократить временные и материальные затраты на стандартные операции. Заполнение налоговых деклараций, оплата коммунальных услуг, получение разнообразных справок, участие в конкурсах на замещение государственных должностей, получение правительственных грантов и субсидий, видеоконференции с государственными служащими – вот лишь некоторые процессы, которые уже сейчас происходят или будут происходить в ближайшее время виртуальным образом.

В условиях нового информационного общества невозможно обойтись без эффективного построения взаимоотношений государственных служб с гражданами, которое может быть реализовано с использованием систем управления взаимосвязями с клиентами и технологий электронного правительства.

Электронное правительство – система государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределённой системы управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами органов власти и процессами их обработки.

Целью создания электронного правительства является эффективное государственное управление, прозрачность работы государственной власти и разрушение монополии чиновников на информацию.

Существующие на сегодняшний день в мире уровни электронных систем правительственного управления:

1)                однонаправленные коммуникации для предоставления информации о некотором подразделении или аспекте деятельности правительства;

2)                двунаправленные коммуникации, позволяющие получать ответную реакцию граждан;

3)                транзакционные системы для поддержки правительственной деятельности;

4)                специализированный портал, позволяющий осуществлять все необходимые транзакции между гражданами и государственными учреждениями.

Первая стадия создания электронного правительства – разработка информационного интернет-портала, предоставляющего любую оперативную и справочную информацию о данном государственном учреждении или административно-территориальном образовании.

На второй стадии создания электронного правительства информационный интернет–портал становится инструментом для двустороннего общения между органами власти с одной стороны и бизнесом и гражданами с другой. Для этого должна быть проведена стандартизация всех процессов информационного взаимодействия между ними.

На третьей стадии интернет–портал предоставляет возможность осуществлять отдельные процессы взаимодействия государства с гражданами и бизнесом в электронной форме. Это может включать, например, уплату налогов, социальные выплаты, регистрацию предприятий и выдачу лицензий и т.д.

Последняя, четвертая стадия предполагает наличие портала, который интегрирует весь комплекс услуг правительства и обеспечивает свободный доступ к ним для всех граждан. Внедрение таких порталов способствует существенному повышению эффективности деятельности государственных организаций. Портал призван обеспечить «доставку» прямо на рабочие места сотрудников данных из подведомственных учреждений, новостей из различных источников, распоряжений руководства и пр.

Взаимодействуя с серверами (налоговым, торгово-закупочным, информационно-справочным и т.д.), портал электронного правительства позволяет обрабатывать информацию (показатели производства, данные об уплате налогов и многое другое), планировать работы и контролировать график их исполнения, назначать совещания, обмениваться электронной почтой. За корректностью перемещения документов между органами управления, а также между ними, гражданами и организациями «следит» сервер документооборота.

Широкое распространение технологий электронного правительства может существенно снизить уровень бюрократизма в государственных службах. Граждан не интересует, какая конкретно группа чиновников или какое официальное лицо отвечают за ту или иную государственную программу или вид услуг для населения. Для предоставления персонализированных услуг, учитывающих индивидуальные обстоятельства и запросы людей, все эти услуги и информация должны быть организованы не с точки зрения государственной структуры, т.е. по ведомствам и учреждениям, а с точки зрения граждан, т.е. в соответствии с какими-либо событиями в жизни человека. К таким жизненным событиям или «эпизодам» могут относиться рождение ребенка, вступление в брак, смерть близких, смена места жительства, поступление в учебное заведение, организация собственного дела и т.п.

Благодаря единой точке доступа к услугам государственных органов люди смогут более активно участвовать в местной общественной жизни и демократических процессах.

Такое построение коммуникаций государства с гражданами – важное условие повышения эффективности государства. Оно также положительно влияет на развитие бизнеса, прежде всего в сфере ИТ и коммуникаций.

Характерные в прошлом для государственных структур информационные системы не обладали возможностями интеграции и адаптации, что являлось причиной существования огромного числа несовместимых систем и служб. Однако в настоящее время государственные организации преодолевают эти трудности путем интеграции бизнес-процессов и процессов делопроизводства на основе технологий электронного правительства.

Переход на использование интернет-технологии в масштабе государства фактически означает трансформацию всех основных форм деятельности правительственных учреждений и является сложным организационным, технологическим и социальным процессом, требующим значительных финансовых затрат и административных усилий. Успех в этом деле зависит от правильной стратегии и тактики на каждом из этапов реализации программы, рациональной организации, координации взаимодействия всех участников процесса – исполнительной, законодательной и судебной властей всех уровней, бизнеса, общественных организаций и граждан.

 

Автор: Юрасов А.В. —  Проректор по воспитательной работе и международному сотрудничеству, заведующий кафедрой электронной коммерции Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, доктор экономических наук, действительный член Академии Телекоммуникаций и Информатики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *