Определение электронной коммерции

Определение ЭК

Определение электронной коммерции довольно расплывчато, так как упомянуть обо всех ее гранях, сформировав небольшое, но емкое понятие, проблематично, в связи с чем возникает необходимость проанализировать наиболее популярные и часто используемые формулировки с целью выявить самое четкое и полное определение.

Козье Д. в книге «Электронная коммерция», опубликованной издательством «Microsoft Press», пишет: «электронная коммерция начиналась с операций купли-продажи и перечисления денежных средств по компьютерным сетям. Но сегодня это понятие существенно расширилось и включает торговлю принципиально новыми видами товаров, например информацией в электронном виде».

Очевидно, что в рамках данного определения понятия «электронная коммерция» и «электронная торговля» – синонимы. Недостатком такого определения является то, что из предметной области электронной коммерции исключаются:

– автоматизированные системы управления ресурсами предприятий (MRP, MRP II, ERP, CSRP);

– виртуальные предприятия;

– виртуальные агенты;

– технологии телеработы и веб-служб;

– системы полного цикла сопровождения клиентов (CRM) и поставщиков (SCM);

– системы информационной поддержки жизненного цикла продукции (CALS);

– интернет-инкубаторы;

– предприятия электронной коммерции, занятые лизингом, факторингом, рекрутингом, страхованием и множеством других существующих и могущих возникнуть в ближайшем будущем систем электронной коммерции.

Автор книги «Электронный бизнес» (опубликованной в 2003 г. с грифом «Лекции МГУ») преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова Смирнов С.Н., оставаясь сторонником этимологического подхода, одновременно делает шаг в сторону подхода эмпирического (упоминая маркетинг): «Электронная коммерция – это маркетинг, покупка и продажа продуктов и услуг на технологической основе Internet». Данную позицию разделяет Эвод Илайес.

Следует уточнить данное определение:
1) покупка и продажа продуктов и услуг может являться частью маркетинга;
2) системы электронной коммерции возникли примерно за 20 лет до появления Интернета, и по сегодняшний день большая часть данных систем функционирует независимо от Интернета.

Следующий автор, Успенский И.В., дает два определения электронной коммерции:

1) Электронная коммерция – система рекламы, маркетинга и сбыта товаров и услуг с использованием электронных средств коммуникации». Реклама является частью маркетинга, так же как и сбытовая деятельность, из чего следует, что «электронная коммерция – система маркетинга товаров и услуг с использованием электронных средств коммуникации.

2) Под электронной коммерцией подразумеваются любые формы деловых сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или непосредственного физического контакта и в результате право собственности или право пользования товаром или услугой передается от одного лица другому.

Итак, рассмотрев вышеизложенные определения и подхода к идентификации электронной коммерции, мы можем выявить некоторые общие особенности:
1) электронная коммерция относится к экономической деятельности с использованием современных ИТ-технологий;
2) основой электронной коммерции является сделка;
3) сделка осуществляется в онлайн-режиме с использованием интернет-услуг, технологий веб-сайтов и современных технологий;
4) электронная коммерция подразумевает иерархическую структуру.

Структура ЭК

Для более точного определения понятия электронной коммерции целесообразно разобраться, из чего же она состоит.

Основанием для данного разделения является разбиение по видам деятельности в конкретных отраслях, то есть, например, электронный банкинг функционирует в области банковского дела и, соответственно, проведение платежей через банк.

Выделив три уровня декомпозиции нашего предмета, мы можем получить следующую картину:

Рис. 1. Структура ЭК

Мы видим, что на втором уровне электронная коммерция разбивается на восемь отдельных разделов, каждый из которых более узко выделен, чем основное понятие, что дает возможность подробнее рассмотреть каждую конкретную область, на основании чего можно будет сделать вывод, а что, собственно говоря, представляет собой электронная коммерция.

Разумеется, на первый взгляд может показаться, что выделенные на втором уровне в отдельные подвиды «интернет-трейдинг», «электронная торговля» и «электронный аукцион» охватывают одну и ту же область, одна это не так.

Электронный аукцион отличается от электронной торговли тем, что в рамках последнего происходит купля/продажа по фиксированной цене, то есть электронные торги схожи с процессом приобретения товаров в реальном магазине, что не означает отсутствие торга, но не является его гарантом. На аукционе же ситуация противоположная – происходят торги за тот или иной лот, а победителем считается участник, предложивший наилучшую цену.

Отличие электронного аукциона от интернет-трейдинга заключается в том, что – согласно определению второго – торговля происходит только на бирже и только ценными бумагами и другими – ценными – активами, а на обычном аукционе вид лота никак не привязан к его ценности, другими словами, электронный аукцион располагает различными товарами.

Таким образом, проанализировав вышеупомянутые виды электронной коммерции на различных уровнях, мы можем вывести следующее определение, которое опирается на глубокое изучение:

Электронная коммерция – это коммерческая деятельность, подразделяющаяся на три уровня (в рамках изученного нами материала), представляющая собой деятельность с использованием технологий Интернет, IT-технологий и других современных технологий, основой которой является транзакция, и существующая для упрощения процессов оплаты, покупки, продажи и других операций не только для профильных специалистов (интеренет-трейдер), но и для обычных людей, никоим образом не вовлеченных в науку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *