Каннибализация ключевых слов проявляется двумя способами:
— поочередно встречающиеся в поисковой выдаче различные подстраницы оптимизированы для похожих фраз;
— по мере одновременного появления нескольких страниц в поисковой выдаче по заданному запросу.
Хотя второе явление может быть полезным для домена из-за возможности получения большего трафика, первое может иметь негативные последствия. Как в маркетинге или рекламе (откуда и взялась эта концепция), каннибализация ключевых слов выбирает только одну из подстраниц, в то время как другие не отображаются в результатах поиска и, следовательно, в некотором роде скрыты для пользователя.
Как происходит каннибализация?
Задача поисковой системы — показать пользователю лучшие ответы на свой запрос. На результат этого выбора влияют многие факторы, происходящие в домене, а также внешние факторы, связанные с конкретным доменом. К первым относятся структура страницы, внутренняя структура ссылок, мета-теги, контент на странице и многие другие. С другой стороны, внешними факторами являются количество и качество обратных ссылок и история поиска пользователя. Однако иногда алгоритм поисковой системы не может определить лучший результат в пределах одного домена на основе этих сигналов. В этой ситуации несколько нарушений могут возникать одновременно.
Поэтому необходимо проверить, что:
- оптимизированы несколько страниц для идентичного или очень похожего ключевого слова;
- имеется сходство или дублирование контента;
- обсуждение одной и той же темы много раз (используя одни и те же ключевые слова);
- нет ошибок во внутренних ссылках (например, ссылки с одним и тем же якорем, указывающие на разные подстраницы);
- профили ссылок, ведущих на заданные подстраницы, достаточно разнообразны.
Как устранить проблему каннибализации?
Если возникает одна или несколько из этих проблем, их следует устранить, помня, что на каннибализацию, в основном, влияет оптимизация страницы и меньшее количество ссылок, которые должны были привести подстраницу к нужному ТОП-10.
Если проблема касается категорий, статей или тегов, стоит подумать, какие слова на самом деле лучше всего соответствуют представленному контенту. В этом случае вы можете оптимизировать подстраницу по описаниям категорий, тизерам или структуре ссылок. Когда дело доходит до определенных продуктов (в интернет-магазине), стоит проверить, есть ли 301 перенаправление с карточек продуктов, недоступных для страниц категорий, и что описания для определенных продуктов не слишком длинные.
Поэтому следует вернуться к стандартному пути оптимизации, то есть оптимизировать каждую подстраницу для отдельного ключевого слова. Следующие правила могут применяться к страницам со структурированной структурой:
- для домашней страницы — оптимизация под наиболее конкурентоспособные фразы;
- для страниц категорий и подкатегорий — фразы, определяющие категории, теги;
- для страниц продукта — фраза, являющаяся полным названием продукта.
Диагностика каннибализации
Каннибализация может наблюдаться двумя способами. В некоторых случаях это видно невооруженным глазом. Это в основном относится к доменам с менее обширной структурой категорий.
Каннибализация в поисковой выдаче
Вторым способом может быть использование инструмента SEMSTORM в компании любой электронной таблицы. Во-первых, вам нужно установить ключевые слова на панели, которую вы собираетесь отслеживать. Как только вы это сделаете, все, что нужно сделать, это перейти к «естественным результатам», а затем к «ключевым словам» в области меню. Теперь все, что вам нужно сделать, это установить соответствующий период времени и экспортировать данные в файл CSV. В сгенерированном файле нас интересуют только два столбца, а именно «ключевое слово» и «URL».
Удаляем дубликаты из файла. Соответствующую функцию можно найти на вкладке «Данные -> Удалить дубликаты». Настройки по умолчанию будут работать для вашего файла. В этом случае программа не нашла дубликатов, поэтому вы можете пойти дальше. Полученные данные должны быть переформатированы в сводную таблицу.
Подстраницы с каннибализацией ключевых слов
Таким образом, вы можете видеть, что некоторые фразы относятся к более чем одному URL, что означает, что вы имеете дело с каннибализацией ключевых слов.
Ключевые слова каннибализации влияют на нестабильность положения в поисковой выдаче. В настоящее время можно все чаще столкнуться с конкуренцией подстраниц, в то время, как Google использовал группировку результатов. Как ошибка оптимизации, она способствует снижению позиции в результатах поиска. К сожалению, каннибализация ключевых слов является не только вредным явлением для позиции, но и трудоемким для устранения. На помощь приходит базовая диагностика и улучшенная оптимизация внутри страницы, которая может улучшить общую видимость страницы в результатах поиска.