Первое международное исследование рынка электронной коммерции Рунета

Исследование рынка электронной коммерции
Кафедра электронной коммерции ПГУТИ приглашает гостей и жителей Самарской области поучаствовать в выявлении новых тенденций и особенностей развития рынка электронной коммерции нашего региона.

Это исследование является частью международного анализа электронной торговли в Рунете, релиз которого появился в конце лета 2012 г. Сегодня перед нами и нашими коллегами из других регионов России и СНГ стоит задача, пользуясь той же методикой, найти данные об актуальном состоянии потребительского сектора рынка электронной коммерции и путем сравнения с информацией за 2012 г. обнаружить отличия и тренды. Все эти данные лягут в основу стратегий развития основных игроков рынка e-commerce на ближайшее время.

В июле 2012 г. East-West Digital News выпустил первое международное исследование рынка электронной коммерции в России, которое было проведено совместно с такими известными организациями как PricewaterhouseCoopers, фондом «Общественное мнение», ГУ «Высшая школа экономики», ОАО «Российская венчурная компания» Data Insight, E.Ventures, Fast Lane ventures и другими.

Подобное всеобъемлющее исследование базируется на интервью членов 80ти отечественных и зарубежных участников рынка, например eBay, KupiVip.ru, Otto Group, Ozon.ru, Svyaznoy.ru, YvesRocher, а также перечня других предоставителей маркетинговых, логистических, образовательных, платежных и других услуг. Исследование открывает не только многообразие данных рынка электронной торговли, выявлена малоисследованная область деятельности – международные сделки, впервые дана консенсуальная опытная оценка об охвате транзакций и предоставлены данные от PayPal и «Почте России» по странам происхождения посылок, доклад также проводит анализ региональной ситуации, которая постепенно приближает переходный момент, а именно окончание главенствования Москвы и Санкт-Петербурга на рынке электронной коммерции.

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, пионер в сфере образования в направлении электронная коммерция, открыв кафедру в России (2004 год) продемонстрировал уникальный отчет о прогрессе электронной торговли в Самарской области, что демонстрирует о наращивании ритмов заинтересованности сотрудников, студентов и аспирантов университета в научно-исследовательскую работу.

Результаты исследования рынка электронной коммерции

Портрет онлайн покупателя

В частности, отчет кафедры электронной коммерции ПГУТИ выявил портрет онлайн-покупателя, проживающего в Самарской области. Он выглядит следующим образом – это:

  1. мужчина;
  2. возрастом от 35 до 44 лет;
  3. состоящий в браке;
  4. имеющий 1 ребенка (всего человек в семье 3 – отец, мать и ребенок);
  5. имеющий высшее образование;
  6. занимающий должность руководителя среднего звена (менеджера).

Доля онлайн-покупателей в Самарской области составляет 1/3 от числа оф-лайн покупателей. В Московском регионе же совершенно другая картина – оф-лайн и онлайн покупки занимают приблизительно один и тот же диапазон процентных значений.

Доля покупателей, делающих он-лайн покупки

Доля покупателей, делающих он-лайн покупки

 

Источник: официальные данные из Аналитического отчёта  LiveInternet для сайта www.63.ru  за сентябрь 2011 г.

В рамках исследования сотрудников кафедры электронной коммерции ПГУТИ в декабре 2011 г. – январе 2012 г. был проведен онлайн-опрос, в котором приняло участие 962 жителя Самарского региона на тему предпочтений онлайн-покупателей. Также в ходе исследования было выявлены факты, отражающие специфику региона:

  • среди региональных интернет-магазинов только единицы сколь либо значимы и популярны;
  • морально устаревшие интернет-витрины (именующие себя, однако, интернет-магазинами) по-прежнему составляют значительную часть сектора электронной торговли;
  • рост популярности сервиса-агрегатора «Яндекс.Маркет» –заметного тренда в сфере электронной коммерции Самарской области.

Важным и интересным является факт того, что  самарские интернет-магазины имеют такое преимущество, как непосредственное представительство в городе, где проживает покупатель, что обуславливает упрощение процедуры возврата товара, связи с интернет-магазином и снижает риск неполучения товара и увеличивается скорость обработки заказов. Oднако, этот фактор нивелируется за счёт открытия в регионе подразделений федеральных интернет-магазинов.

Можно выделить такую характерную особенность маркетинговой активности местных интернет-магазинов, как налаживание прямых контактов с целевой аудиторией через Интернет. С помощью форумов на самарских сайтах они анализируют спрос, оказывают пред- и послепродажную поддержку, завоёвывая лояльность самарских покупателей и обходя в этом компоненте федеральных игроков.

 Охват исследований рынка ЭК

Именно для налаживания контактов с потенциальными потребителями, для определения направлений развития и приложения усилий по охвату рынка подобные исследования необходимы интернет-игрокам как местного, федерального, так и международного уровня.

К информации о предпочтениях целевых сегментов рынка розничной электронной коммерции предъявляются жесткие требования в связи с необходимостью наличия у неё таких свойств как актуальность, своевременность, объективность и точность отображения действительности. Всё это объясняет особую важность проведения регулярных исследований рынка электронной торговли для подтверждения старых и обнаружения новых тенденций, выявления потенциалов и перспектив развития.

Автор:

Может быть интересно

Смотрите также

Глоссарий 30.05.2013

Рекламодатель

Рекламодатель (англ. advertiser, сетевой синоним – спонсор) – физическое, юридическое или виртуальное…