Этапы развития электронного правительства

История формирования электронного правительства

В нашей стране на протяжении долгого периода времени наблюдались определенные традиции, связанные с развитием вычислительной техники. Глушков Виктор Михайлович первым задался вопросом и начал разрабатывать технологию электронного документооборота. В СССР создавались персональные компьютеры с собственной архитектурой (Машины серии ЕС), но, в итоге они не стали использоваться в повседневной жизни или в государственном управлении. Данные ЭВМ чаще использовались в оборонной деятельности государства и в научно-исследовательских работах. Однако можно утверждать, что на территории Советского союза существовала самостоятельная информационно- технологическая отрасль, которая на тот период времени не могла конкурировать с зарубежными производителями, так как существовала в условиях закрытых границ. В результате распада СССР вычислительная техника и программное обеспечение были вытеснены американскими конкурентами.

Информатизация в России продолжалась около двадцати лет, после распада СССР. Информационно-коммуникационная инфраструктура (ИКТ) в различных сферах деятельности граждан, а также в управлении государством сначала была разрозненна, но через короткий промежуток времени действия стали более целенаправленны  по внедрению данной технологии. Сложность проблемы заключалась в социально-экономическом переустройстве, наблюдалось слабое развитие ИКТ на территории нашей страны. Не смотря на сложности внедрения ИКТ, изменения произошли достаточно быстро. Даже экономический кризис 1998-2008 гг. не повлиял на процесс внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий. Существенная проблема заключалась в том, что данная технология не стала использоваться так широко, как было задумано, среди населения, органов власти и бизнеса. Рейтинги по развитию электронного правительства (ЭК)  постепенно начали снижаться.

В 2005 году Россия занимала 50 место, но уже в 2008 году была на 60  месте. Для того чтобы масштабно внедрить информационно-коммуникационные технологии перед государством ставится нелегкая задача, так как происходят глубокие структурные изменения, связанные с переходом политических систем от одной к другой. На протяжении всего периода внедрения ИКТ разрабатывались разнообразные концепции и реформы. Рассмотрим наиболее важные и влиятельные из них:

Концепция информационной политики

Была разработана и одобрена Комитетом Государственной Думы. Одним из первых стратегических документов в современной России стала данная концепция. Она была направлена на то, чтобы построить информационное общество. Составной частью политики страны, как внутренней, так и внешней является информационная политика РФ, так как она охватывает все сферы деятельности человека.

Стратегической целью являлось построение информационного общества. Это стало новым этапом развития России в области информационной политики. Следует обратить внимание, что данная концепция наиболее известна и обсуждаема. Интересы граждан и общества по сравнению с интересами государства были более приоритетными. Например, открытость ведения политики государства, что является значимой предпосылкой для развития именно демократической страны; культурное и политическое развитие, на основе управления информацией; развитие общественных и личных информационных потребностей и сферы информационных и телекоммуникационных услуг. Вслед за Концепцией информационной политики стала разрабатываться:

Концепция программы «Развитие информатизации в России»

Документ не был официально утвержден, но был одобрен  Мининформсвязи России в 1998 году.

В концепции выделялось 3 стратегических цели для развития информационного общества:

  • Информатизация в сфере образования;
  • Развитие данной индустрии, а также ее формирование в рамках информационных и коммуникационных услуг;
  • Развитие в области культурно-исторических традиций, в сфере информационных услуг наполненных духовным содержанием.
  • В 2000 году к власти пришел новый Президент В.В. Путин, также в этот период времени наблюдался быстрый экономический рост страны. В связи с этим была проведена административная реформа, не смотря на то, что это довольно дорогостоящее мероприятие.

Планировалось провести административную реформу в 2 этапа:

  • 2004-2006 гг. — первый этап. Основное внимание было направлено на то, чтобы заложить базовые принципы для последующих изменений.
  • 2006-2010 гг. – продолжение первого этапа и его корректировки. Сложность в процессе взаимодействия реформирования и меняющимися потребностями населения. С учетом накопленного опыта по первому этапу необходимо провести анализ для более высокой результативности реформы.

Реформа предполагала перестройку, иначе говоря реинжиниринг административных процедур в государственных органах власти. Главной задачей являлось внедрение информационных технологий. Большую сложность представляло реализовать административные процедуры в электронном виде с внедрением новых информационных решений и систем. Всё создавалось для того, чтобы стандартизовать государственное управление на основе создания реестра государственных услуг. Трудности касались изменения нормативной базы для предоставления услуг, необходимо было отработать обратную связь с гражданами, с использованием информационно-коммуникационных технологий, провести оценку качества, разработать показатели оказываемых услуг.

На втором этапе особое внимание уделялось созданию электронных аналогов, которые необходимы для осуществления государственных услуг в электронном виде.

По итогам проведения административной реформы произошли большие изменения. Были внедрены и разработаны стандарты массовых государственных услуг, которые затрагивали конституционные права граждан. В числе государственных услуг были: регистрация прав на недвижимое имущество, сделки в данной сфере, выдача паспортов для граждан РФ, трудоустройство и регистрация безработных и многие другие услуги, которые затрагивали интересы граждан. Выше перечисленные административные процедуры были утверждены в 2009 году органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

 

VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.17_1161]
Rating: 0 (from 0 votes)
Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal SEO Community Ваау! News2.ru Korica SMI2 Google Bookmarks Закладки Yandex Linkstore Myscoop Ru-marks delicious Technorati Slashdot Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru МоёМесто.ru Mister Wong

comments powered by HyperComments