Enterprise Asset Management (EAM)

1. Enterprise Asset Management (EAM) — систематическая и скоординированная деятельность организации, нацеленная на оптимальное управление физическими активами и режимами их работы, рисками и расходами на протяжении всего жизненного цикла для достижения и выполнения стратегических планов организации. EAM-система — система управления основными фондами предприятия. Позволяет сократить простои оборудования, затраты на техобслуживание, ремонты и материально-техническое снабжение.

EAM-системы позволяют согласованно управлять следующими процессами:

  • техническое обслуживание и ремонт (ТОиР);
  • материально-техническое снабжение (МТС);
  • управление складскими запасами (запчасти для ТОиР);
  • управление финансами (в области ТОиР и МТС);
  • управление персоналом (в области ТОиР и МТС);
  • управление документами (в области ТОиР и МТС).

Исторически EAM-системы возникли из CMMS-систем — систем управления ремонтами. В настоящее время модули EAM входят также в состав крупных пакетов управленческого программного обеспечения — ERP-систем (mySAP BusinessSuite, IFS Applications, Oracle E-BusinessSuite, MicrosoftDynamics AX и др.).

2. Цель внедрения системы ЕАМ

Автоматизация процесса управления технической эксплуатацией оборудования. EAM-решения помогают связать информационные системы уровня производственных процессов и уровня бизнес-процессов предприятия.

Пользователями системы управления основными фондами являются все подразделения предприятия, отвечающие за эксплуатацию технологических систем и оборудования; непосредственные исполнители работ по техобслуживанию и ремонту (ТОиР), а также подразделения, обеспечивающие поставку необходимых материалов, оборудования и запчастей.

В результате внедрения EAM-систем  на первом этапе решаются следующие базовые задачи:

  • выполняется инвентаризация активов, фондов, складских запасов, техники, инструментов и упорядочивается их учет
  • формируется библиотека типовых работ с указанием потребностей в определенных материалах, людских ресурсах, необходимости выполнения тех или иных операций, связанных с повышенной опасностью или отключением оборудования
  • упорядочивается деятельность по регулярным осмотрам, текущему планированию ремонтных работ и управлению ресурсами
  • автоматизируется процесс определения потребностей в запасных частях, инструментах и материалах; обеспечивается прозрачное обоснование стоимости работ и потребности в ресурсах, облегчающее получение средств

По мере накопления статистической информации, формируемой при решении базовых задач, система позволяет с возрастающей точностью осуществлять стратегическое планирование ремонтов и решать задачи более высокого уровня:

  • планировать профилактические работы, исходя из накопленной статистики износа и отказов оборудования, обеспечивая опережающее устранение неисправностей
  • «передвигать» и объединять работы, сокращая время простоев ремонтируемых активов
  • сократить складские запасы
  • стратегически планировать работы и закупочную деятельность, сокращая время простоя ресурсов (людей и техники) и добиваясь выгодных ценовых предложений за счет консолидации закупок
  • принимать обоснованные стратегические решения при планировании приобретения и списания активов

3. Структура системы ЕАМ на примере системы IFS Applications.

Структурно EAM-система строится по идеологии бизнес-решения на основе ERP-системы. Эта идеология предполагает использование на нижнем уровне функционально-полного набора программных модулей ERP-системы, покрывающих как собственные функции управления оборудованием, техническим обслуживанием и ремонтами, так и общие функции управления предприятием — финансы, склады, снабжение, персонал. На верхнем уровне бизнес-решение представляется в виде бизнес-модели — иерархической совокупности бизнес-процессов, описывающих технологические процессы управления в различных сферах деятельности. Процессы также подразделяются на основные процессы управления активами и обеспечивающие (вспомогательные) процессы.

На рис. 1 представлен верхний уровень бизнес-модели системы управления активами на предприятии в стандарте системы IFS Applications.

Безымянный

Рис. 1. Бизнес-модель EAM-системы (верхний уровень)

Архитектура EAM-системы на основе IFS Applications, соответствуя современной концепции построения промышленных EAM-систем, предусматривает не только тесную интеграцию функций EAM-системы с другими обеспечивающими подсистемами в составе интегрированной системы управления ресурсами предприятия, но и интеграцию с функциональностью SCADA-систем (диспетчерское управление и сбор данных). Внутренняя функциональность EAM-системы также диверсифицируется по реализации различных функций на платформах настольных и карманных персональных компьютеров, что повышает техническую и экономическую эффективность применения системы.

3.1 Стратегия управления активами.

EAM-система на основе IFS Applications обеспечивает контроль состояния активов на протяжении всего их жизненного цикла от проектирования, создания, технического обслуживания и эксплуатации до выведения из эксплуатации. Использование компонент IFS/Планировка завода, IFS/Управление документооборотом, IFS/управление проектами обеспечивает построение разнообразных запросов, прогнозов, планов в отношении активов. Вся информация, создаваемая на этапе планирования или проектирования объекта, автоматически передается в подсистему IFS/Техническое обслуживание и ремонты.

Данные об активах сохраняются в базе данных с открытой структурой, что обеспечивает пользователю возможность просмотра и анализа информации в различных разрезах, а также группирование данных по разным критериям.

В связи с тем, что в EAM-системе предприятия сохраняется полная информация обо всех объектах основных средств, у руководства предприятия появляется возможность ее использования в процессах планирования инвестиций и разработки стратегии развития компании.

3.2 Современная платформа.

Компания IFS, являясь глобальным партнером компании ABB, разработала общую платформу Управления Активами для взаимодействия различных информационных систем, имеющих отношение к управлению активами. Платформа использует открытые интерфейсы систем класса SCADA и специально разработанные программные модули, адаптированные к разным решениям, предлагаемым компанией ABB. В итоге стандартная платформа обеспечивает возможность взаимодействия по обмену данными с системами других поставщиков.

Ниже приведены некоторые примеры разработанныхфункциональностей:

  • сбор данных разных видов из управляющих систем для использования в Профилактическом обслуживании, Нарядах на работу, Управлении оборудованием, Управлением эффективностью бизнеса: результаты измерений, параметры, аварийные сигналы, триггеры, неисправности, запросы и т. д.;
  • автоматическое построение отчетов о неисправностях и создание заявок на проведение работ на основе различных типов аварийных сигналов и триггеров;
  • навигация из приложений SCADA в систему IFS Applications.

Стандартизация платформы является важным свойством процесса управления жизненным циклом активов, а именно: все приложения и информационные системы, имеющие отношение к активам, должны быть интегрированы и иметь возможность навигации между разными программными приложениями, а также должны использовать информацию программных приложений различных поставщиков в различных процессах.

3.3 Управление оборудованием

Для поддержки управления оборудованием в EAM-системе ведется Реестр оборудования. Этот реестр управляет как функциональными, так и серийными объектами оборудования. Информация о функциональном объекте описывает функцию, выполняемую данным объектом. Информация о серийном объекте характеризует определенную часть (узел) оборудования и место его нахождения. Серийный объект может находиться как в составе оборудования, сооружения для добычи нефти, газа, энергетической установке, так и в цехе или на складе. IFS Applications позволяет отслеживать все перемещения серийного объекта.

Оборудование также может быть зарегистрировано в виде составной части некоторой структуры или в виде отдельного объекта так называемого «свободного резерва». В реестре оборудования каждый объект основных средств определяется с помощью идентификатора и ссылки на структурное подразделение, которому он принадлежит. Одновременно с объектом реестра может быть связана техническая документация и данные о запчастях.

Реестр оборудования обеспечивает управление следующими видами данных:

  • технические данные для определенного типа объектов,
  • информация о запчастях для этих объектов,
  • параметры измерений,
  • информация о закупках,
  • информация о гарантийных обязательствах,
  • данные себестоимости,
  • информация о контрагентах,
  • информация о технических требованиях,
  • информация о состоянии работоспособности и др.

3.4 Профилактическое техобслуживание.

Основной целью профилактического техобслуживания (ПТО) является увеличение срока службы оборудования и повышение эффективности производственного процесса. При проведении технического обслуживания может быть выявлен износ оборудования на ранней стадии. Поэтому проблемы, влияющие на производственный процесс и ведущие к внеплановым остановкам, могут быть сведены к минимуму.

Реестр Профилактического обслуживания сохраняет информацию о различных операциях ПТО. Используя данный реестр, можно копировать информацию в реестр нарядов на работу. Управление процессом выполнения всех работ — профилактическим обслуживанием и внеплановым техническим обслуживанием, выполнением проекта — осуществляется с помощью реестра нарядов на работу.

Операциям, связанным с ПТО, соответствует информация, отвечающая на вопрос: когда и кто будет выполнять ту или иную работу, на каком объекте и при каких условиях. Подсистема IFS/Техническое обслуживание и ремонты различает так называемые отдельные работы, связанные с профилактическим обслуживанием, и работы по профилактическому обслуживанию на маршруте. Информация об этих двух типах работ, введенная в реестр ПТО, не имеет значительных расхождений по структуре, но есть некоторые расхождения при ее использовании. Профилактическое обслуживание часто связано с работами большого объема, для выполнения которых требуются значительные людские и материальные ресурсы. Работы, связанные с ПТО на маршруте, как правило, небольшие работы, такие как, например, смазка отдельных узлов оборудования или контрольные проверки, при которых потребность в плановых ресурсах ограничена. Решения о выполнении того или иного вида ПТО принимаются в зависимости от ситуации. Другим расхождением между двумя типами ПТО является тот факт, что сгенерированная информация по отдельной работе в результате представляет один наряд на работу, в то время как несколько работ по ПТО на маршруте могут иметь один (общий) маршрутный наряд на работу.

Генерация нарядов может осуществляться тремя способами: в соответствии с календарным графиком, в связи с какими-либо событиями либо по результатам диагностического контроля технического состояния оборудования.

Генерация нарядов по графику основывается на плане технического обслуживания, который создает пользователь. Генерация нарядов на основе событий обычно используется в случаях, когда неизвестен временной интервал между двумя последовательными генерациями. Генерация нарядов по результатам диагностического контроля технического состояния оборудования основывается на сообщениях системы об измерениях параметров. Для выполнения работ по ПТО может использоваться один или более типов генерации нарядов. Поскольку информация, связанная с нарядами на работу, имеет обратную связь с предыдущими работами по ПТО, то есть возможность оптимизации плана технического обслуживания для предотвращения лишних работ по ПТО.

Реестр работ ПТО включает также функциональность для управления бюджетом ПТО, квалификационными требованиями, материалами, планом технического обслуживания, критериями, допусками и ретроспективой нарядов на работу. В плане технического обслуживания все работы, связанные с определенной работой по ПТО, могут отслеживаться независимо от способа формирования.

3.5 Общее управление складами и закупками.

IFS Applications поставляется вместе с поддержкой процессов управления складами и закупками для обеспечения процессов управления техобслуживанием и ремонтами. Программные компоненты системы по управлению складами и закупками обеспечивают полную ретроспективу операций, начиная от потребностей, содержащихся в заявках на материалы или в заявках на закупки, до заказов на закупки, поставки и, в конечном счете, до полного покрытия потребностей путем поставок запасных частей и/или услуг.

3.6 Закупки.

Процесс закупки обычно состоит из заявки на закупку, запроса о цене, заказа на закупку и поставки. В процессе закупок осуществляется управление открытыми заказами и гарантийными обязательствами. Компонента IFS/Закупки также поддерживает отслеживание движения материалов в разрезе партий и серийных номеров, а также подтверждение закупки и контроль качества поставок. Вместе с тем может быть обеспечена электронная обработка счетов-фактур и электронная доставка поставщикам заказов на закупку.

Следующей функцией компоненты IFS/Закупки является управление пригодными для ремонта запасными частями, что сводит к минимуму закупки ненужных запчастей, которые могут быть восстановлены и использованы повторно. Кроме того, есть возможность формирования так называемых экспресс-заказов. Эти заказы продвигаются в потоке заказов автоматически вместо того, чтобы их продвигать вручную. На основе информации о закупках система формирует статистику, такую как своевременность поставок в разрезе поставщиков, правильность поставок, количество поставок, а также другую информацию, которая может быть использована при оценке надежности поставщиков и во время проведения переговоров о новых поставках.

3.7 Управление складами.

Компонент IFS/Склады предназначен для управления процессом движения материалов, включая выдачу и возврат материалов, управление товарно-материальными ценностями по месту их хранения, управление версиями изделий. Другие обычные операции, такие как инвентаризация, отбраковка, перемещение запасов, создание заявок на материальные запасы, также поддерживаются этой компонентой. IFS Applications может быть настроена на управление консигнационным складом и на автоматическое выставление счетов-фактур. Поддерживается также обработка штрих-кодов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *