Электронная торговая площадка ОАО «Газпром»: цели создания, механизмы функционирования, эффективность

Электронные торговые площадки создаются для того, чтобы упростить взаимодействие между предприятиями, поставщиками и покупателями независимо от их размеров, географического положения и отраслевой принадлежности.

ООО «Газпром межрегионгаз» (бывш. ООО «Межрегионгаз») — холдинг и управляющий региональными газовыми и энергосбытовыми компаниями ОАО «Газпром».

В 2002 году компания организовала электронную торговую площадку для торговли газом, добываемым независимыми производителями.

скриншот электронной торговой площадки «Газпром межрегионгаз»

Электронная торговая площадка ООО «Газпром межрегионгаз» является первым шагом к созданию газовой биржи. ЭТП создана для реализации по свободным ценам газа ОАО «Газпром», независимых производителей и крупнейших газовых трейдеров.

ЭТП обеспечивает свободную конкуренцию в сегменте предложения и в сегменте спроса на основе открытого и равного доступа участников к торговой системе. Отличительными чертами ЭТП на современном этапе развития являются: прямое взаимодействие Продавца и Покупателя;

объективность и прозрачность ценообразования; унификация условий поставки и оплаты приобретенного газа; гарантированный доступ продавцов и покупателей к газотранспортной системе ОАО «Газпром».

Основными целями создания и функционирования ЭТП являются создание конкурентного рынка газа, отработка биржевых технологий реализации природного газа и переход к формированию ликвидного биржевого рынка.

Долгосрочными задачами работы ЭТП являются:

  • выявление индикационных цен на природный газ на внутреннем рынке для формирования долгосрочных инвестиционных стратегий;
  • создание механизма оперативного доступа платежеспособных потребителей к дополнительным объемам газа с получением гарантированного права на их доставку;
  • формирование эффективного торгового механизма для свободной реализации значительных объемов газа;
  • определение направлений и подходов к унификации всех договорных и отчетных документов в сфере газоснабжения;
  • разработка инструментов изучения внутреннего рынка энергоресурсов в региональном и отраслевом разрезе.

Очередные торги на Электронной торговой площадке ООО «Газпром межрегионгаз»состоятся после принятия Постановления Правительства РФ «О реализации газа с использованием биржевых технологий».

Перечень контрагентов для участия в торгах на ЭТП по системе «Экспресс-поставка»:

В качестве продавца:

  1. ОАО «НОВАТЭК»
  2. ЗАО «Транс Нафта»
  3. ОАО НК «Роснефть»

В качестве покупателя:

  1. ООО «Башкиргаз»
  2. ООО «Белрегионгаз»
  3. ООО «Кироврегионгаз»
  4. ОАО «НТЭК»
  5. ООО «Самарарегионгаз»

Допуск к торговым сессиям на Электронной торговой площадке в качестве Продавца или Покупателя могут получить организации, соответствующие требованиям, установленным «Порядком организации продаж газа потребителям Российской Федерации по не регулируемым государством ценам на электронной торговой площадке ООО «Межрегионгаз».

 Рис. 2. Пример обращения организаторов торгов  ЭТП ОАО «Газпром» к участникам

Для участия в торгах необходимо зарегистрироваться, для этого существуют документы, необходимые для участия в торгах.

Взаимоотношения между продавцом, покупателем и Организатором продаж строятся на основании следующих документов:

  1. Заявка Продавца и Заявка Покупателя на участие в торговых сессиях на ЭТП ООО «Межрегионгаз»;
  2. Уведомление о допуске Продавца и Уведомление о допуске Покупателя к торговым сессиям на ЭТП ООО «Межрегионгаз»;
  3. Агентский договор между Продавцом или Покупателем и Организатором торгов;
  4. Договор поставки газа и Заявка на транспортировку по газотранспортной системе ОАО «Газпром»;
  5. Соглашение о защите информации, составляющей коммерческую тайну и соответствующий перечень необходимых документов.

На новом этапе работы ЭТП, в ходе реализации эксперимента по системе «5+5», электронные торги газом проходят по системе «непрерывного двойного встречного аукциона» на основе анонимных заявок. Все сделки на ЭТП производятся без предварительного депонирования средств с расчетами на условиях предоплаты.

Рис.3 Пример деятельности ЭТП ОАО «Газпром»

 Рис. 4 Местоположение ЭТП в деятельности ОАО «Газпром»

В заключение следует перечислить основные элементы ЭТП в общем виде:

Элементы ЭТП:

  1. Сервер (аппаратный комплекс)
  2. Программное обеспечение
  3. Транзакционная система с подсистемой документооборота
  4. Поисковая система
  5. Система управления каталогом
  6. Система учёта персональных данных участников
  7. Служба технической поддержки
Автор:

Может быть интересно

Смотрите также

Глоссарий 30.05.2013

Спонсор

Спонсор (от англ. sponsor), рекламодатель – 1) распространённое в Интернете название рекламодателя, в…