ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Электронная коммерция (от англ. e-commerce, ЭК) — это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.

Своим рождением первые системы и методы электронной коммерции обязаны появлению в 1960 г. технологий автоматизации продаж и внедрению автоматизированных систем управления корпоративными ресурсами. Наиболее динамично рынок электронной коммерции в России развивается в течение последних 20 лет. По результатам исследования РАЭК, суммарный оборот интернет-коммерции в год примерно составляет 350,6 млрд. рублей, объем рынка онлайн-ритейла — 284,96 млрд. руб, а количество интернет-магазинов приравнивается 32,5 тыс.

На данный момент в рамках ЭК можно выделить системы B2B, B2C, С2C, С2C, G2C, C2G, B2G и G2B. Они применяются в  SCM-системе, e-distribution (электронная платформа для интернет-магазинов), CRM-системе, на электронных торговых площадках, в автоматизированных системах управления ресурсами предприятия (MRP, MRPII, ERP, CSRP), интернет-инкубаторах, корпоративных представительствах в Интернете и др.

Система электронной коммерции получила широкое распространение благодаря своим очевидным преимуществам, а именно: большой перечень предоставляемых услуг (образование, здравоохранение, коммунальное обслуживание), повышение уровня жизни и национальной безопасности, уменьшение «цифрового» разрыва и т.д. Организации электронная коммерция позволяет сократить издержки, улучшить цепочки поставок, быстрее выводить товар на рынок, а также поддерживать бизнес всегда в открытом состоянии. Для потребителей привлекательность состоит в том, что система электронной коммерции предоставляет больший выбор товаров и услуг по более низким ценам.

Рынок  электронной коммерции в России

Рынок ЭК в России переживает стадию бурного роста, демонстрируя среднегодовые темпы роста в 29% в 2008 – 2012 гг. В 2012 г., по оценке консультантов J’son & Partners Consulting, объем рынка электронной коммерции достиг почти 1,9 трлн руб. В дальнейшем специалисты компании ожидают стабильных темпов роста рынка на уровне 10-15% ежегодно (рис. 1).

Рис.1 Диаграмма «Рынок электронной коммерции в России»

При этом сравнение с другими странами показывает, что в России есть значительный резерв для дальнейшего роста. Отношение рынка электронной коммерции к общему объему торговли в России составляет около 2%, в то время как в развитых рынках эта цифра ближе к 5%, а у общепризнанных лидеров – Великобритании и США – превышает 10%.

В структуре рынка ЭК РФ произойдут значимые изменения:

  • В продуктовой структуре: доля сегмента нефизических товаров и услуг сократится с 65% в
    2012г. до 60% в 2017 г.
  • По способам оплаты: доля электронных платежных систем сократится с 60% в 2012г. до
    49% в 2017 г.

Таким образом, в настоящее время электронная коммерция является одной из наиболее перспективных сфер экономики. Она  даёт немало преимуществ как для организаций, так и для общества в целом. С развитием рынка ЭК возникла тенденция на усовершенствование компьютерных технологий, ведущее не только к упрощению использования системы виртуальных заказов, но и к улучшению качества осуществления операций, а также повышению надежности услуг, оказываемых через Интернет.

 

Теги по теме:
Автор:

Может быть интересно

Смотрите также

Глоссарий 22.03.2013

Авторизация

Авторизация – проверка прав пользователя на осуществление транзакций, проводимая в точке обслуживания,…