Что говорят о ЭП чиновники

Заседание чиновников по вопросам электронного правительства

В настоящее время в нашей стране идет активный процесс по развитию информационного общества, неотъемлемой частью которого станет создание и внедрение в нашу жизнь технологий электронного государства. На встрече с журналистами  будут освещены наиболее актуальные вопросы, касающиеся не только развития информационного общества в целом, но и решения конкретных задач:
• Реализация концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти до 2010 г.
• Информационная прозрачность взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления.
• Информационная грамотность населения РФ и способы ее повышения.
• Создание технологической инфраструктуры электронного государства.
• Развитие отечественного производства инфокоммуникационного оборудования и программного обеспечения.
• Создание совместных предприятий, решение вопросов государственного заказа на продукцию.


Также на пресс-конференции планируется представить основные мероприятия юбилейной 20-й выставки SofTool -2009. В этом году выставка информационных технологий SofTool включает в себя экспозицию отечественных производителей в сфере реализации технологий электронного правительства, национальный форум «Информационное общество», а также очередное заседание Совета Главных конструкторов автоматизации регионов РФ. Ежегодная выставка Softool проводится с 27 по 30 октября 2009 г. на ВВЦ в павильоне 69. Softool – самый представительный форум информационно-коммуникационных технологий в Росси. Выставка с момента основания была ориентирована на демонстрацию достижений российских компаний в наиболее интеллектуальной составляющей рынка информационных технологий – программном обеспечении. В юбилейной, двадцатой экспозиции Softool примут участие более 200 российских и зарубежных компаний, а также представители федеральных и региональных органов государственного управления, крупнейших высших учебных заведений, специализированных изданий, научного и экспертного сообщества. Они продемонстрируют программные решения и технологии электронного государства, программное обеспечение для автоматизации управления, САПР, ГИС и АСУТП, аппаратные средства, сетевые технологии и доступные ИКТ-услуги.
Почти треть участников представлены на Softool впервые (например, Государственный Русский музей и Российская государственная библиотека, демонстрирующие свои информационные системы) но есть и те, кто неизменно принимает участие в этом мероприятии уже более 15 лет, среди них лидеры российского рынка ИТ, как ООО «1С», корпорация ПАРУС, Долгопрудненский Исследовательский Центр, ИРЭ им.В.А. Котельникова РАН и др.

Публикуем некоторые фрагменты

Юрий Гуляев:
— Наша выставка, традиционно является одной из самых лучших и важных не только в России, но и в международном масштабе. Сегодня это не вызывает сомнений. А ведь 20 лет назад мы начинали с маленькой выставки, где главная цель была представить только российские компании. Постепенно, за эти двадцать лет выставка выросла до очень высокого уровня, и теперь зарубежные компании считают честью в ней поучаствовать. Причем те российские компании, которые приняли участие в первых выставках SofTool, сегодня вышли на мировой уровень и являются лидерами.
С каждым днем информатизация все больше и больше входит в жизнь общества, и мы себя уже не можем представить нашу жизнь без интернета, сотовой связи и телекоммуникаций. И сегодня российская наука активно участвует в развитии мировых информационных технологий в целом. Фундаментальная наука изобретая и внедряя современные технологии в корне меняет ход человеческой цивилизации. Это знамение времени, весь мир идет по этому пути, и российская наука тоже находится в данной струе, и наша выставка – один из инструментов позволяющих держаться в общем потоке. Д.А. Медведев построил пять принципов развития нашей экономики: энергетика, энергосбережение, космос, компьютеризация и телекоммуникации.

Электронное правительство. Перспективы и проблемы развития       информационного общества в России.

Людмила Нарусова:
— О перспективном развитии и самом факте построения подобного общества в России, в последнее время мы слышим так часто, что это уже набивает оскомину. Но реально, то, что за этим стоит, та ресурсная, потенциальная база, интеллектуальная, техническая база, которая была накоплен6а и сделали возможным сейчас постановку вопроса о создании электронного правительства. За что мы очень признательны нашим учёным. В СФ я возглавляю Комиссию по информации и информационным технологиям, и мы стали заниматься этим вопросом еще 4 года назад. Когда мы заговорили об этом впервые, нас воспринимали, как нечто экзотическое, платоническое и фантазийное. В то время у большинства людей не было понимания, что такое электронное правительство и зачем это нужно.

Сегодня ситуация меняется. Электронный документооборот — возможность любого гражданина через интернет получить любую справку, получить справку о том, какие справки нужно собрать, чтобы оформить тот или иной документ, или решить тот или иной вопрос, лишают огромную армию чиновников не только психологического ощущения своей незаменимости, нужности, желания проявить власть но и ставит перед фактом необходимости в таком количестве чиновников. А с этой монополией, как вы понимаете, наша бюрократия расставаться не хочет. И как часто у нас бывает, когда с самой высокой трибуны президент стал говорить о необходимости повсеместного введенияа электронного документооборот и создания электронного правительства, хочешь – не хочешь, а чиновникам пришлось подчиниться. И здесь, нам прибавилось работы, потому что нашу задачу мы видели в создании нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок процедуры сбора и хранения документов, содержащихся в государственных информационных системах, а также в части обмена информацией в электронном виде между органами власти и гражданами. С этой целью мы стали проводить конференции и семинары в различных регионах страны. Так как Совет Федерации это палата регионов нашей задачей было выбрать наиболее передовые регионы, которые уже были бы готовы работать с такими информационными системами.

Благодаря Федеральному агентству по информационным технологиям мы, в ходе семинара в Ганновере в 2007 году было рассмотрено применение социальных карт, как главного идентификатора потребителя услуг  информации при функционировании электронного правительства. Тогда, все участники семинара сошлись на том, что необходима унификация технологий, сервисное обслуживание социальных карт в масштабах всей страны. И тогда это звучало, как несбыточное пожелание. Тем не менее, в мае 2008 года мы организовали всероссийскую конференцию «Современный механизм управления в регионе – электронное правительство», в Калининграде. По итогам этой конференции была выпущена брошюра с пожеланием высказывать свои предложения всем Субъектам Федерации. После чего, промониторив и собрав такую информацию, свои рекомендации мы передали Президенту России.  В апреле текущего года эти материалы стали предметом обсуждения диалога с регионами в Рязани, на конференции «региональная информатизация: приоритеты и решения». И в июле, в ходе тверского экономического форума рекомендации участников были направлены в Совет по развитию информационного общества при Президенте России для выработки долгосрочной программы по законотворческой деятельности, определения круга разработчиков и источника финансирования. А в сентябре этого года, на форуме «Современный механизм управления регионом – электронное правительство», в Тюмени, состоялось обсуждение вопросов качества изменений в федеральной и нормативно-правовой базе для обеспечения реализации всех этих программ. Общее пожелание высказанное участниками всех этих семинаров и конференций было одно – как можно скорее создать комплекс нормативно-правовых актов, которые позволили бы это ввести.

Очень трудно у нас проходили законы о информационных технологиях и о защите информации, в том числе персональных данных. Вступила в действие четвертая часть гражданского кодекса, которая регулирует отношения в сфере интеллектуальной собственности, ратифицировано соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с кибер преступностью. Очень важным был закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и внесены изменения в статьи 38 и 39 ФЗ «О СМИ». Однако, мониторинг, который мы постоянно проводим, показал, что реализация такого проекта в регионах идет плохо, нуждается в серьезных дополнениях и уточнениях.

Дмитрий Медведев не так давно сказал, что электронного правительства у нас нет, что это химера, мы вынуждены с этим соглашаться. Пока все наши рекомендации пока остаются этакими платоническими пожеланиями и встречаются с нежеланием чиновников на местах, особенно в отдаленных регионах, применять передовые технологии и модернизировать саму систему общения с гражданами, усматривая в этом для себя потенциальную опасность. Потребность экономики сегодня, как получить кредит, как решить вопросы, связанные с социальным обеспечением и др. вопросы, пока не находят широкого потребления. Но есть и законодательные прорехи, не дающие возможности использовать существующие технические системы для решения вопроса. К нашему большому удивлению, использование массовых коммуникаций в сети интернет затрудняется тем, что в нашем законодательстве до сих пор нет понятия – интернет, доменное имя, сайт сети интернет. Поэтому, когда судопроизводство сталкивается с криминальными вещами, например, продажа детской порнографии, судья не может принимать решение, потому что нет понятия – интернет.

Сегодня наша основная работа сосредоточена на том, чтобы либо специальным законом, либо в поправках в закон «О СМИ» ввести законодательно понятия облегчающие правоприменительную практику. С этой целью на заседании нашей Комиссии мы рассмотрели проект модельного закона «Об интернете», на сайте Комиссии он уже есть. В этом проекте определены базовые понятия сети интернет, предложен унифицированный подход к регулированию интернета в СНГ, уделено внимание базовым предприятиям защиты интеллектуальной собственности и авторских прав в интернете. Сегодня возникла необходимость создания собственного информационного законодательства, информационного кодекса. Сейчас такой кодекс находится в стадии разработки.
Решит ли электронное правительство реальные проблемы снижения бюрократических барьеров между гражданами и государством.

Владимир Матюхин:
— С момента возникновения Федерального агентства по информационным технологиям первыми очевидными проблемами стали – вопросы межведомственного взаимодействия. Без их решения страна будет разрознена, не консолидирована и экономика будет не конкурентоспособной. Сегодня при помощи интернета мы спокойно взаимодействуем с самыми отдаленными точками страны, но как только разговор идет о системе управления, о системе документооборота, то можно сказать, что за все эти годы, благодаря всем изыскам академической науке мы как были на уровне 150 летней давности, так и остались. У нас как была почта «с бубенцами», так и сейчас осталась. Те же сроки 7 – 30 суток. К пришедшему по интернет почте сообщении о состоявшейся сделке идет приписка – ждите письменных подтверждений. Душу греет, а деньги получить нельзя и эту информацию нельзя послать в банк, и как были почтовые связи, так они и остались.

Организации, связанные с налоговой отчетностью, или документами по грантам сегодня задушены хранением счет фактур в бумажном виде, а это – пять прошнурованных и подшитых к делу бумажек на одну зубную щётку, которую вы приобрели. О какой конкурентоспособности экономики в такой ситуации можно говорить? Где-то к 2006 году нам удалось изменить программу электронной России и вписать в программу государственный и юридически значимый документооборот. Наиболее системно эти вопросы стали развиваться после того, как вышла концепция по административной реформе, и появилось понятие – государственные услуги населению.

Продвижение довольно сложное и, пожалуй, единственный орган который с вниманием к нам отнесся — был Совет Федерации РФ. В прошлом году мы докладывали о том, что в соответствии с постановлением правительства №931, в соответствии с решением Президента России, в конце 2008 года мы запустили в промышленную эксплуатацию общероссийский государственный информационный центр. В 2009 году нам не удалось поставить и профинансировать какие-либо виды работ. Это объяснили созданием новой программы Электронной России. Наверное, можно затормозить старую программу, если есть какие-то идеи. Когда мы увидели новую Электронную Россию, то поняли, что это полностью дубликат того, что мы делали. Ни одной новой идеи. Год впустую. Более того, еще планируется и деньги впустую потратить! – Зачем?! – Неизвестно. Вот такая ситуация с внедрением Общероссийского Информационного Центра.
Факт того, что Электронная Россия осуществляется не на конкурсной основе, будет сильным откатом назад. Нельзя делать исполнителем такого всеобъемлющего проекта одну компанию, в данном случае – Ростелеком. На моей памяти Ростелеком никогда в жизни не занимался вопросами системной интеграции или вопросами, связанными с информационными технологиями. Крупными системными проектами занимался, например «Восход». Вопрос привлечения малых предприятий здесь решился бы сам собой. Построение Электронного государства зависит от зрелости гражданского общества. Если гражданское общество не будет стимулировать, то ни один чиновник не создаст «уздечку» для себя. И все структуры сделанные для реализации Электронного правительства позволяют навести порядок в общественном контроле за деятельностью всех министерств и ведомств предоставляющих услуги. Я надеюсь, что выставка SofTool имея такую прекрасную историю и независимое демократическое происхождение, хотя конечно ФАПСИ трудно назвать очень демократической организацией, но мы как раз продвигали отечественных производителей в области информационной техники. Я хотел бы пожелать всем успехов и обсуждений на конференциях и семинарах вопросов, которые я поставил.

Какие задачи решает МИАИС и как органы власти инвестируя большие средства в МИАИС могут снизить ее стоимость.

Дмитрий Безделов:
— Росграница относительно новый орган в системе государственной власти. Мы не являемся контрольным органом в стране. Задача нашего Агентства – создание и модернизация таможенно — пограничной инфраструктуры для организации высокоэффективного контроля нашими контрольными органами и для комфортного пересечения гражданами или грузами российской границы. Хочу остановиться на некоторых цифрах. За 2007 год только на 14 пограничных пунктах автопропуска, потери автоперевозчиков от длительного простоя составили около 400 млн. долларов. Международная ассоциация экспедиторов РФ дает интересные цифры – из за слабой инфраструктуры в России, транзит РФ ежегодно недополучает около 200 млрд.долларов из Юго-восточной Азии в Европу. К примеру, для того, чтобы оформить судозаход в российский порт, агент должен предоставить сегодня 15 форм на бумажном носителе в, почти десяток контролирующих органов. А в европейском порту – это 7 форм объединенных в 3 таблички на электронном носителе и подписанных электронной подписью.

В российских портах суда ожидают очереди до прихода комиссии по 6-12 часов, а в европейских портах, благодаря использованию программных продуктов и базе данных на принятие решений под осмотр судна уходит 10-15 минут! На наш взгляд это говорит не о некачественной работе таможенников и пограничников, а об отсталых методах обработки информации и отсутствии современной организации межведомственного взаимодействия. На сегодняшний день в мире существуют фантастические технологии и системы быстрого пропуска людей и грузов через погран-пункты. В Китае, Гонконге или Сянгане обеспечивает в сутки пропуск 250 тысяч пассажиров или 30000 автомобилей. В 2007 году в портах 60 млн.тонн груза пришло в негодность из за слабой информационной инфраструктуры. Поэтому мы ожидаем от внедрения системы МИАИС решения этой проблемы. Важно наладить обеспечение информационного взаимодействия всех контрольных органов, благодаря вводу одной информации (принцип «одного окна»). Сегодня в портах 80% информации дублируется контрольными органами при введении в информационные системы. Я не считаю, что на создание МИАИС сейчас выделяются большие деньги. Потери, которые государство несет из-за отсутствия такой системы гораздо больше.

Как реализуются права и обязанности граждан в Электронном Государстве

Николай Кузнецов:
— Если ответить кратко – граждане должны быть социально активными. Три недели назад проходил российско-испанский форум по инфо-коммуникациям, и там обсуждались вопросы построения Электронного Государства. В частности разные страны, где отмечались достижения, и успехи в этой области делились опытом. Например, Испания лучше и дальше всех европейских стран продвинулась по внедрению персональных идентификационных карт. Россия отмечала, что у нас хорошие методы построения систем межведомственного получения юридически значимых документов. Также отметили российские программно-технические комплексы по безопасности информационных систем. Естественно возникает вопрос о месте человека в информационном обществе. Ведь, в конце концов, Электронное Государство предназначено для человека. Представители всех европейских стран сошлись в том, что чиновники не заинтересованы во претворении проекта Электронное Государство в жизнь. Владимир Георгиевич говорил о том, что нужно заставлять внедрять эти системы, я думаю, что на этом форуме удалось выработать всемирный закон, который говорит: «Степень внедрения Электронного Правительства зависит прямо пропорционально активности гражданского общества». Чиновникам вовсе не хочется, чтобы каждое их действие контролировалось гражданами, которые заставили бы их оперативно работать. Можно говорить о том, что само Электронное Правительство может служить стимулятором развития активности общества. К сожалению, я нигде не слышал о том, что человеку нужно разъяснять его права. Например, Иван Иванович Иванов из Урюпинска собирается воспользоваться услугами Электронного Правительства, откуда он знает все свои права? Объяснение людям своих прав, обязанностей также является задачей Электронного Правительства, и основное внимание нужно уделять не только информационным технологиям, но и активности граждан.

2009-10-15

7 thoughts on “Что говорят о ЭП чиновники

  1. актуально введения в систему, ЭП, т.к. 
    В будущем электронное правительство станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей. Данные технологии существенно расширят возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

  2. Наконец-то Россия предпринимает попытки выхода на новый уровень, на котором находятся практически все развитые страны.

  3. Для полноценного функционирования ЭП еще потребуются  большие затраты как времени, так и денег, но внедрение системы существенно упростит процедуру взаимодействия государства и граждан.

  4. Электронное правительство необходимо России. С внедрение ЭК, страна сделает боьшой шаг к достижению европейского уровня. Необходимо придать огласке этот проект, чтобы вызвать поддержку большей части населения. Думаю, граждане выступят только за, так как это раскроет многие вопросы, касающиеся деятельности государственных органов.

  5. Внедрение ЭП несомненно упростит контакт социального общества с вышестоящими государственными властями. Многим людям станет проще получить какую либо информацию о своих правах или о правах государства.

  6. Интересная статья,из которой я узнала какие задачи решает миаис и как органы власти инвестируя большие средства в миаис могут снизить ее стоимость

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 3 =