Распространенные корпоративные информационные системы (КИС)

Система «Парус»

 

Корпоративная информационная система ПАРУС построена как комплексная система автоматизации управления. Состав приложений (модулей) КИС ПАРУС и их функциональное объединение в подсистемы обусловлено объективным наличием четырех основных бизнес- направлений деятельности предприятия:

— Управление финансами;
— Маркетинг и логистика;
— Управление производством;
— Управление персоналом.

Ограничимся рассмотрением логистики. Напомним, что логистика — это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции (материалов, сырья и т.п.) и соответствующего ему информационного потока. При этом ставится цель оптимального, например, с точки зрения получения прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия.

Логистика имеет несколько функциональных областей или, другими словами, имеется несколько видов логистики: закупочная, запасов и сбытовая. Соответственно, в логистической цепи, то есть пути, по которому проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: закупка товаров, их хранение и реализация.

В процессе управления закупками и реализацией товаров в системе Парус формируются два встречных информационных потока — о товарах и финансах. Каждый из этих потоков имеет плановую и фактическую составляющую. Для оперативного контроля и анализа равнодействующей этих потоков по каждому контрагенту они сводятся вместе в лицевом счете. Важной функцией подобного счета является контроль получения/отпуска товаров, а также отправки/получения денежных средств в соответствии с установленными графиками поступления/отпуска товаров и платежей. Этот контроль осуществляется по трем группам сумм, совокупность которых отражает полную картину состояния взаимных расчетов с контрагентом:

— суммы по графику — формируются на основании графиков поступления/отпуска товаров и платежей по лицевому счету. Эти суммы отражают заранее оговоренные и согласованные с контрагентом объемы и периоды поступления/отпуска товаров и осуществления платежей;

— плановые суммы — формируются на основании плановых товарных документов (распоряжений на отгрузку товаров, плановых приходных ордеров и т.п.) и плановых платежей;

— фактические суммы — на основании фактических товарных документов (накладных на отпуск товаров, фактических приходных ордеров и т.п.) и фактических платежей.

Исходные данные лицевого счета формируются вручную или на основании этапа договора.

Учет и контроль исполнения взаимных обязательств сторон, возникающих после заключения контрактов на покупку и продажу товаров, ведется при помощи договоров, каждый из которых содержит список этапов, которые, в свою очередь, характеризуются графиками поступления (отпуска) товаров и платежей. При регистрации этапа договора в системе автоматически формируется лицевой счет контрагента. Кроме того, на основании этапа договора можно сформировать любой из документов, связанных с его исполнением: приходный ордер, счет на оплату, распоряжение на отгрузку потребителю, накладную на отпуск потребителю, плановый платеж и фактический платеж, приходную накладную и т.п. В договоре автоматически формируются три группы сумм (аналогичных суммам лицевого счета), совокупность которых отражает полную картину состояния взаимных расчетов с контрагентом по данному договору.

Подсистема логистики системы Парус может быть настроена на работу с применением нескольких моделей управления запасами. Перечислим некоторые из них:

— Базовая модель с фиксированным размером заказа;

— Базовая модель с фиксированным интервалом времени между заказами;

— Модифицированная модель с установленной периодичностью пополнения заказов до определенного уровня;

— Модифицированная модель с условным названием «минимум-максимум».

 

Система Alpha

Отечественная система Alfa предоставляет полный набор настраиваемых функций, отражающих все бизнес — процессы. Обработка информации в оперативном контуре, включая приход материалов, складские операции, планирование и контроль производства, отгрузку товаров, розничную торговлю и осуществление платежей, происходит в едином информационном пространстве. Информация оперативного контура автоматически отражается в бухгалтерских проводках в соответствии с учётной политикой компании.

Любые финансовые и операционные схемы, стандарты учёта и виды отчётности реализуются путём определения параметров настроек модулей. Это позволяет легко адаптировать систему к условиям компании, а также проводить модификации при изменении учётной политики. Неограниченная гибкость настроек даёт возможность реализовать любые встречающиеся на практике схемы бухгалтерского и управленческого учёта.

Для компаний, имеющих территориально-распределённую структуру, в системе Alfa предусмотрена возможность использования технологии удалённой передачи данных, которая обеспечивает своевременный обмен необходимой информацией между подразделениями.
Система Alfa стала одной из первых программ в России, использующей полнофункциональное решение класса «клиент-сервер». Использование в качестве системы управления базами данных сервера Oracle позволило предоставить клиентам широкие функциональные возможности и снять ограничения на объём хранимой и обрабатываемой информации. Различные варианты поставки дают возможность выбора именно тех функций, которые необходимы клиенту в данный момент, не ограничивая при этом возможностей развития в дальнейшем.

Ограничимся описанием функциональных возможностей только одного модуля( Alfa-Manufacturing) системы Alfa. С использованием этого модуля можно осуществлять планирование по стандарту MRP, составлять прогнозы снабжения и сбыта, контролировать производственные процессы, рассчитывать себестоимость готовой продукции и незавершённого производства. Он позволяет анализировать тенденции спроса, повышая эффективность производственных программ.

Задачи, решаемые модулем:
— эффективное планирование производственных запасов и их движения;
— оперативное получение информации о производственных процессах;
— планирование расходов ресурсов и калькуляция плановой себестоимости;
— расчёт фактической себестоимости с учётом всех соответствующих издержек, как для налоговой, так и для внутренней отчётности;
— эффективное использование трудовых ресурсов и оборудования;
— снижение издержек, связанных с хранением производственных запасов.

Функции модуля Alfa-Manufacturing

1. Контроль производства готовой продукции

Информация о производимой продукции обрабатывается в соответствии со спецификацией изделия, которая представляет собой перечень материалов, деталей и узлов, используемых для сборки. В свою очередь, любые составляющие компоненты могут иметь собственные сборочные спецификации. Для каждого изделия или составляющего узла может быть определено несколько вариантов норм списания для различных периодов времени. На основе действующей в текущий момент нормы списания будет осуществляться отпуск расходных материалов в производство, с автоматическим формированием акта списания. В случае если в момент реального производства происходит отклонение от заданных спецификаций, система обрабатывает и эту информацию, к примеру, замену материалов, изменение процентов выхода при технологических операциях и т.п. При этом создаются соответствующие акты замены расходных материалов и акты проработки, в которых может также отражаться процесс естественной убыли.

2. Составление производственных планов.

Процесс планирования в модуле Alfa-Manufacturing можно условно разделить на этапы: сбор информации о спросе, формирование производственной программы, выявление чистых потребностей в материалах, сравнение с имеющимися запасами на складе, учёт незавершённого производства и формирование конечной потребности, которая может быть преобразована в заказы на покупку необходимых материалов.

3. Анализ спроса.

При анализе спроса составляются прогнозируемые заказы на продажу. При выявлении новых потребностей может быть произведён выбор компонентов, необходимых для формирования заказов на покупку. Так, например, можно исключить учёт незавершённого производства или резервных запасов. Помимо этого, могут быть определены конкретные склады, влияющие на конечную потребность в материалах.

4. Формирование производственных программ.

После выявления тенденций спроса производится формирование производственной программы. Созданная программа может быть скорректирована в зависимости от реального спроса. В целях моделирования ситуации можно создавать любое количество планов выпуска продукции. Объектами этих планов могут быть как однородные, так и серийные материальные ценности. Для предприятий в условиях жёсткой конкуренции, когда на поставку продукции имеется меньше времени, чем на её производство возможно составление производственной программы по сборочным единицам (ведомости модулей). Таким образом, основные модули изготавливаются на основании прогнозируемого спроса, а окончательная сборка осуществляется по мере поступления заказов от покупателей. Используя данную методику можно производить комплекты. При этом повышается эффективность, так как вместо выпуска сборочных единиц, число которых значительно, возможно формирование комплектов и включение их в производственную программу. В процессе выполнения производственной программы возможно внесение изменений в спецификации. Модуль позволяет выбрать, для каких позиций производится коррекция – для производственной программы, для данных о потребности в материалах (чистых, конечных и т.п.).

5. Формирование лимитно-заборных карт.

В процессе производства структурные подразделения предприятия составляют лимитно-заборные карты, определяющие потребность в расходных материалах для выполнения производственной программы. Лимитно-заборная карта отображает количество расходных материалов, имеющихся у подразделения и необходимых для производственной деятельности. Используя механизм внутренних перемещений между производственными цехами и складами, можно заказать материалы, необходимые для производства и переместить излишки на склад. Полное документирование позволяет отразить нормативное и сверхлимитное количество материалов, использованных при производстве каждого вида продукции и учесть отклонения от спецификации в материалах (в акте замены расходных материалов) и технологических операциях (в акте проработки). Приход готовой продукции на склад может отражаться как в нормативной, так и в фактической себестоимости единиц продукции.

6. Расчёт себестоимости.

Калькуляцию себестоимости можно условно разделить на исчисление нормативной и фактической себестоимости единицы продукции с учётом прямых и косвенных затрат. Сформировав производственную программу, можно получить плановую себестоимость в разрезе видов продукции, отдельных единиц или непосредственно всего производственно плана.

         Документарное оформление производственных процессов формирует фактическую себестоимость, так как учитывает реальную стоимость расходных материалов, отклонения в спецификации в связи с заменами или изменениями процентов выхода и количество произведённого брака.

         Модуль Alfa-Manufacturing даёт возможность получать точную и своевременную информацию о себестоимости выпущенной, незавершённой и планируемой продукции. Окончательный расчёт себестоимости производится в бухгалтерском модуле, позволяющем учесть все прямые и косвенные затраты в разрезах видов продукции.

Теги по теме:
Автор:

Может быть интересно

Смотрите также

Глоссарий 30.05.2013

Фрод

Фрод (от англ. fraud, мошенничество) – 1) мошенничество с контрактами и счетами за услуги сотовой связи,…
Глоссарий 05.06.2013

Чарджбек

Чарджбек (от англ. chargeback) – процедура опротестования транзакции плательщиком, при которой сумма…